Об этом, как пишет «Интерфакс», сообщил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович по итогам встречи с премьер-министром Владимиром Гройсманом в Брюсселе в пятницу.
«Это может быть в форме комплексного пакета анбадлинга, включающий дорожную карту, позволяющую оператору транспортировки работать в соответствии с правилами ЕС, внесение необходимых изменений в законодательство и публикацию конкурса для иностранного партнера», — сказал Шефчович в ходе прошедшей затем дискуссии об украинском газотранспортном маршруте после 2019 года.
Еврокомиссар признал, что решения Стокгольмского арбитража по спору «Нафтогаза» и «Газпрома» о контрактах на транзит и поставку газа должны быть приняты во внимание на следующих этапах разделения украинской компании. «Однако это не должно служить основанием для прекращения или отсрочки текущего процесса анбадлинга» — подчеркнул вице-президент ЕС.
Он отметил, ссылаясь на проведенные ранее с Еврокомиссией дискуссии, что окончательная стадия анбадлинга должна быть объявлена сейчас и реализована, например, путем поэтапного подхода в течение следующих полутора лет.
Шефчович рекомендовал использовать ближайшие месяцы для обеспечения того, чтобы новый оператор транспортировки мог работать независимо и профессионально, как только все операции будут переданы ему.
Для обеспечения плавного перехода вице-президент ЕК призвал украинскую сторону привлечь одного или нескольких опытных зарубежных партнеров, чтобы помочь завершить трансформацию украинского газового рынка и, в частности, помочь модернизировать работу газотранспортной системы.
По его мнению, после успешного отклика на опубликованный Украиной запрос о заинтересованности в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС), конкурс с обязывающими условиями должен быть опубликован как можно скорее. У потенциальных партнеров следует также запросить долгосрочное видение будущего украинской ГТС, добавил М.Шефчович.
Он также указал, что для достижения успеха важное значение имеет сотрудничество между украинскими чиновниками и НАК «Нафтогаз Украины».
Как сообщалось, Кабинет министров 9 ноября 2016 года решил создать ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) в рамках разделения НАК «Нафтогаз Украины» по направлениям деятельности. В середине июня 2017 года Кабмин утвердил перечень и план передачи материальных активов газотранспортной системы от «Укртрансгаза» в МГУ.
По решению правительства, имущество, используемое в настоящее время «Укртрансгазом» для транспортировки газа, должно быть передано МГУ в течение 30 дней с момента вступления в силу окончательного решения Стокгольмского арбитража в споре между «Нафтогазом Украины» и российским «Газпромом» по транзитному контракту.
В то же время, по мнению главы НАК Андрея Коболева, необходимо изменить ранее принятую Кабинетом министров модель анбандлинга «Нафтогаза». По его словам, с учетом решения Стокгольмского арбитража, согласно которому «Нафтогаз» в ближайшие два года будет получать деньги от транзита через ГТС Украины 110 млрд куб. м российского газа вне зависимости от фактических объемов транспортировки, ранее принятая модель анбандлинга должна быть скорректирована.
Возникшую коллизию с анбандлингом НАК в мае должен рассмотреть КСТЭК.
Параллельно Минэнергоугля 28 декабря 2017 года официально пригласило потенциальных партнеров по управлению ГТС страны к предварительным консультациям. О таком интересе проинформировали 10 компаний: Eustream (Словакия), Snam (Италия), Gazunie (Голландия), GRTgaz (Франция), GAZsystem (Польша), Desfa (Греция), Reganosa (Испания), Verbunddnelz Gaz AG (Германия), Fluxys (Бельгия), Transgaz (Румыния).
Вице-премьер Владимир Кистион затем сообщил, что Украина сформирует условия конкурса отбора партнера по управлению ГТС до апреля.
Коболев призвал Верховную Раду присоединиться к определению критериев отбора партнеров для управления ГТС страны, на основании которых будет определен победитель конкурса. По его мнению, в ином случае существует риск, что парламент не поддержит выбранную компанию из-за того, что с ней изначально не были согласованы критерии отбора.