22 мая в Киеве прошла пресс-конференция украинских профактивистов, под названием: «Работа по инструкциям привела к параличу Укрзалізниці». Ее участники, во главе с председателем Независимого профсоюза горняков Украины и Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаилом Волынцом, отчитались о промежуточных итогах забастовки железнодорожников, которая продолжается в Украине уже девятый день — с 14 мая, когда забастовало депо в городе Кременчуге.
В этой акции протеста принимают участие машинисты локомотивных депо в разных частях страны — к ней присоединились рабочие из Киева, Полтавы, Запорожья, Львова, Кривого Рога, Синельниково, Мироновки, Коростеня. Они требуют обеспечить безопасные условия труда для работников отрасли, а также, добиваются повышения заработной платы. В КСПУ сделали выбор в пользу «итальянской забастовки» — так называется особый вид стачечного протеста, когда наемные работники скрупулёзно выполняют все правила и инструкции. Это существенно замедляет производственный процесс, а «итальянка» на железной дороге грозит парализовать работу множества предприятий, которые критически зависимы от железнодорожных коммуникаций.
Именно это произошло на одном из крупнейших предприятий Украины — ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог». «Поскольку железнодорожный транспорт обслуживает весь производственный цикл, то есть доставляет сырье и вывозит готовую продукцию, в результате акции уже остановились и мартеновский, и конвертерный цехи», — рассказал председатель первичной организации Независимого профсоюза горняков Украины Юрий Самойлов.
Как результат, забастовка на металлургическом комбинате вызвала настоящую панику. «Уже сейчас можно утверждать, что забастовки железнодорожников приведут к крайне негативным последствиям. Даже если не брать во внимание серьезную угрозу техногенной катастрофы на крупнейшем меткомбинате страны, действия работников железной дороги сократят валютную выручку Украины, что скажется на курсе гривны и всей экономике», — тревожно написало о происходящих событиях проправительственное издание «Новое время».
«За четыре дня мы не догрузили где-то 126 тысяч тонн продукции. За месяц, это где-то $85-90 миллионов. Мы потеряли уже сейчас где-то треть экспорта всего железорудного сырья из Украины за эти дни. Это еще 20-25% к отрицательному внешнеторговому сальдо Украины, которое сейчас уже в минусе на $400 млн», — пожаловался президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков. При этом он прозрачно намекнул, что рабочий протест якобы соответствует интересам Кремля: «уже сейчас можно утверждать, что забастовки железнодорожников приведут к крайне негативным последствиям… Если ситуация продлится — металлурги просто потеряют свои внешние рынки, которые с удовольствием займут, прежде всего, российские компании».
21 мая на ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» заявили об окончании забастовки. Локомотивы действительно заработали, что позволило возобновить производство в мартеновском цеху. Однако, это произошло за счет действий штрейкбрехеров, которые привезли в Кривой Рог из других регионов страны. А члены Конфедерации свободных профсоюзов Украины по-прежнему продолжают протестные акции — о чем и рассказал на сегодняшней пресс-конференции Михаил Волынец. В КСПУ подчеркивают, что действия и требования рабочих абсолютно законны, и они намерены «итальянить» вплоть до полного удовлетворения своих требований.
В украинских соцсетях можно встретить разнообразные конспирологические версии о том, что за действиями железнодорожников стоят различные политики или бизнесмены — от Рината Ахметова и Юлии Тимошенко до представителей Блока Петра Порошенко и «Оппозиционного блока». На самом же деле, организаторы акции протеста вдохновлялись действиями французских профсоюзов, которые, начиная с середины марта, проводят забастовочную кампанию против приватизации железных дорог и неолиберальных реформ правительства Эммануэля Макрона. Несколько недель назад мы посетили офис Всеобщей конфедерации труда — крупнейшего и старейшего профобъединения Франции, насчитывающего более 700 тысяч членов, и его генеральный секретарь Филипп Мартинес рассказал нам об этой масштабной забастовке, в которой принимают участие десятки тысяч рабочих — не только сами железнодорожники, но и работники образования, медики, почтальоны, госслужащие и даже юристы. Такие коллективные протесты обычны в Европе, где влиятельные профорганизации эффективно используют их для защиты трудовых прав — но в Украине, где рабочее движение давно лежит ниже плинтуса, они являются непривычной экзотикой, а социальный протест всегда списывают на происки конкурентов.
Между тем, украинская «итальянка» показывает, насколько успешной может быть рабочая борьба. Тем более, что подобный вид забастовки особенно удобно организовывать в отечественных реалиях, когда официально прописанные правила трудового законодательства практически никогда не соблюдаются в реалиях производственного процесса. «Эта акция заставляет вспомнить старую фразу из прошлой жизни: «железнодорожники — передовой отряд рабочего класса». Паралич транспорта всегда является действенной мерой против произвола властей и тесно связанных с ними капиталистов. Неудивительно, что правящий класс Украины всячески пытается дискредитировать забастовку через подконтрольные СМИ, одновременно запугивая ее участников угрозой репрессий, а забастовщикам угрожают внеплановой переаттестацией, локаутом и другими санкциями. Страна будет развиваться только тогда, когда в ней будут соблюдаться права и интересы людей труда. А если этого не произойдет, украинцы продолжат «голосовать ногами», поднимая экономику соседей. И, в этом смысле, «итальянка» железнодорожников представляет собой ясный сигнал со стороны тех, кому по-настоящему не равнодушна будущая судьба Украины», — говорит об этом координатор Союза анархистов Украины Вячеслав Азаров.
И действительно: становление рабочего движения имеет значение не только для решения ситуативных проблем рабочих и служащих Украины. Наличие организованных массовых рабочих организаций является необходимым условием для социально-экономического возрождения страны. Активные и боевые профсоюзы могли бы помешать катастрофическому повышению тарифов и воспрепятствовать уничтожению предприятий, которые были ликвидированы по итогам Евромайдана. Они позволили бы людям обрести в борьбе настоящее достоинство, добиваясь нормального уровня жизни — с помощью внедрения социальных льгот и повышения зарплат, которые находится сейчас на нищенском уровне, и через сопротивление наглому беспределу правительства.
Опыт «итальянской забастовки» железнодорожников дает повод надеяться, что когда-нибудь это будет возможно и в Украине.