Илья Кива сообщил в своем Фейсбуке, что к нему обратились жены украинских моряков, которые, работая на судне "Атлантик Гармони", вдруг внезапно умерли. Судно было арестовано в порту Кабо-Верде. 7 мая умер второй помощник капитана Алексей Лукашов, а через 13 часов — третий механик Александр Червоний. По словам Кивы, три дня тела находятся на судне, а никто из украинских ответственных лиц ничего не делает, чтобы доставить тела на родину.
С ситуацией разбиралось издание Ukraina.ru, которое связалось с Кивой по телефону.
Детальніше читайте на УНІАН: https://www.unian.ua/politics/10112114-kiva-mzs-zobov-yazane-zabezpechiti-dostavku-v-ukrajinu-til-zagiblih-moryakiv-i-provedennya-ekspertizi.html
Детальніше читайте на УНІАН: https://www.unian.ua/politics/10112114-kiva-mzs-zobov-yazane-zabezpechiti-dostavku-v-ukrajinu-til-zagiblih-moryakiv-i-provedennya-ekspertizi.html
Детальніше читайте на УНІАН: https://www.unian.ua/politics/10112114-kiva-mzs-zobov-yazane-zabezpechiti-dostavku-v-ukrajinu-til-zagiblih-moryakiv-i-provedennya-ekspertizi.html
-Как мог произойти этот трагический случай с украинскими моряками?
— Потому что мир несовершенен, к сожалению. В мире, увы, происходят насилия и убийства. В мире есть белая и черная стороны.
-Что с телами украинских моряков? Какой последней информацией на этот счет вы располагаете?
— Шхуна пришвартовалась в порту. Их тела переданы в местный морг. Было произведено первое обследование. Готовятся заключительные акты этого обследования. Украинский консул выехал на место для получения экспертизы. Готовится возвращение тел на родину. Они будут доставлены самолетом в Киев в течение этой недели.
-Известна ли вам причина их смерти?
— Думаю, что это было убийство — отравление. Есть все признаки отравления. Наши моряки могли стать свидетелями перевоза контрабанды, которая является частым спутником при морской перевозке. Это пока предположение, но потом мы проведем тщательное расследование того, что произошло. Мы проведем повторную экспертизу, возбудим уголовное дело против компаний, которые наняли погибших моряков на работу. Также написаны уже заявления в СБУ и в национальную полицию, чтобы была проверена деятельность всех этих компаний.
-Есть ли еще украинские моряки на этом судне?
— Конечно. Старший помощник капитана одессит. Там есть ребята и из Херсона. По приезду в Украину они будут в обязательном порядке опрошены правоохранительными органами.
-А не кажется ли вам, что в том, что сейчас произошло с украинскими моряками, виновато тяжелое экономическое положение, в котором находится Украина? Именно оно заставило этих людей наняться на работу за пределами родины?
— Тут разные факторы сыграли свою роль. Это особенность профессии моряка как в Украине, так и в России, и в Великобритании. Есть такое понятие — морской паспорт, который дает возможность передвигаться по миру. Моряки спокойно нанимаются в разные иностранные компании.
Да, конечно, свою роль сыграла и сложная экономическая ситуация в нашей стране. Она подталкивает людей к поискам заработка за рубежом. Но это особенности профессии моряков — где платят больше, там они и работают. На этом судне, где погибли украинские моряки, находились также и граждане России и Грузии. Так что проблема найма на иностранные суда не является чисто украинской. Этот тип деятельности интернационален. На сегодня, кстати, около 150 тысяч граждан с украинскими паспортами работают на различных судах в мире.
Поймите, я неудобный интервьюер для поливания грязью Украины. Да, в Украине сложная экономическая ситуация, но, поверьте, в России она намного сложнее.
Уверен, что ситуация со смертями украинских моряков не первая проблема такого рода в истории морских плаваний. Думаю, что хорошо то, что мы имеем возможность освещать всё это. Никто нам рты не затыкает, и мы все это спокойно освещаем. Это огромный плюс, но проблематика существует.
Проблематика криминальных структур, которые зарабатывают на этом, работают по найму моряков, не неся за это никакой юридической ответственности.
-А как их можно привлечь к ответственности? Вообще в чем их вина — в том, что они не проверили нанимателя?
— Они заключают первичный договор с нанимаемым, поэтому на них фактически лежит ответственность и за этого человека и за его контракт. Ведь дальше судовладелец заключает контракт именно с этим агентством. Так что на последнем и лежит ответственность за всё происходящее.
Сейчас мы во всем этом и будем разбираться. Мы выясним, были ли застрахованы эти контракты, существует ли реестр подобных агентств и так далее.
-Вы можете меня обвинить, конечно, в том, что я собираюсь «лить грязь на Украину», но вы ведь помните, что в начале 90-х был распродан один из крупнейших торговых флотов Европы — Черноморский. Это произошло при Кравчуке и при участии семьи Кравчука. Почему вы как человек, позиционирующий себя как борца с коррупцией, не инициировали разбирательство в отношении Кравчука? Ведь сохранился бы флот, погибшие моряки работали бы на отечественных суднах.
— Дорогой мой, я, когда к власти приду, то обязательно всё это инициирую. Для меня нет преступлений со сроком давности. У меня не работает схема «рука руку моет» или «старых президентов никогда ни за что не спрашивают».
Вот поверьте мне, каждый из них окажется на скамье подсудимых за сдачу интересов своего государства сегодняшнему противнику. Просто, к сожалению, Россия приложила сегодня огромные усилия, чтобы и Черноморского флота не было, и Крым был аннексирован, и на Донбассе шла война.
Это не работа одного Путина или Порошенко, это история предательства одного государства, к которой причастны и Кравчук, и Кучма, и Ющенко, и Янукович, и Порошенко. Вот на них на всех и лежит ответственность за ту ситуацию, которая сложилась в нашей стране.
Но ничего, на следующих выборах мы попадем в парламент, а через выборы уже будем руководить Украиной. И, поверьте, в назидание следующим поколениям мы будем наказывать тех, кто все это сделал с Украиной. И это проблема не только Украины, а и всего постсоветского пространства.