«Первая концепция — в законе 2014 года об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО с правками 2015 года, где закреплено выполнение Минских соглашений, амнистия, самоуправление регионов, народная милиция. Этот вариант признает невозможность военной победы Украины и предоставляет ОРДЛО автономный статус и широкий статус в составе страны. Вторая — закон «о реинтеграции», называющий Россию агрессором и не признает существование в непризнанных республиках субъектов для переговоров, а «оккупационные администрации» нацелены на достижение военной победы», — пояснил политолог.
Такая двойственная ситуация, добавил он, продолжает раскалывать общество и еще больше деморализует и военных, и чиновников и делает неопределенным политическое будущее Украины. Без единого же подхода стране уготована участь политических спекуляций — ведь инструмент управления войной будет ключевой политтехнологией как минимум в ходе президентских выборов — в 2019 году народ увидит, как Порошенко использует этот инструмент в избирательной гонке.
«Но конечная цель этого закона — не восстановление территориальной целостности. Потому что это вернет в Украину от 2 до 5 млн нелояльных нынешней украинской власти избирателей. А это лютый кошмар для нее. Вместе с тем, ей не хватает сил отказаться от этих территорий. И в то же время с населением они власти неинтересны», — резюмировал Бортник.