Между тем, пристальное внимание всего политического бомонда к этой встрече объясняется тремя обстоятельствами.
Во-первых, переговоров Порошенко и Тимошенко в таком формате — с глазу на глаз, (официально во всяком случае) не было с 2005 года, то есть с того момента, когда именно по этому водоразделу пролег конфликт в команде тогдашнего президента Виктора Ющенко. Тогда они перешли на личности во взаимных обвинениях в коррупции, и по решению Ющенко были вынуждены оставить свои госдолжности: Тимошенко перестала быть премьером, а Порошенко — секретарем Совета по национальной безопасности и обороне.
Во-вторых, очевидно, что разговор между двумя ныне ведущими политиками Украины (президентом и фактическим лидером оппозиции) мог идти только о разделе влияния и вариантах назначения и проведения президентских и парламентских выборов.
В третьих, разговор один на один (без посредников и свидетелей) мог быть только по деликатной и важной для обоих теме. Но чтобы понять то, о чем могли договориться Порошенко и Тимошенко, надо, прежде всего, разобраться в том, в каком политическом положении они находятся — и в стране и за ее пределами. И почему им после стольких лет вражды понадобилось встретиться в формате «тет-а-тет».
«Вот и встретились два одиночества»
Для Порошенко в президентском качестве «последний парад наступает». Он, конечно, не «Варяг» из известной песни, но все равно никому не собирается сдаваться — ни северному врагу, ни заокеанскому куратору. В течение трех лет Порошенко подыгрывал американским кураторам, делал все, как они требовали — снимал премьеров и прокуроров, назначал новых, повышал тарифы, проводил реформы, не трогал общественников из антикоррупционных организаций, въедавшихся в него и в его окружение до печенок, создал даже полностью независимые от себя органы борьбы с коррупцией. За это имел внешнеполитическую поддержку из-за океана, деньги из МВФ, покрывающие недостаток средств в казне и частично используемые и им и его командой для личного обогащения. На Западе все видели, но молчали. Порошенко был нужен в качестве буфера между Россией и Западом. И эту роль выполнял блестяще. Зато за эти три года смог даже переместиться в украинском олигархическом табеле о рангах из второго десятка на пятую позицию.
И вот в последний год везение кончилось. Во-первых, в Белом доме другой президент, то есть Трамп, который никаких обязательств, в отличие от Обамы, перед Порошенко не имеет. Во-вторых, с точки зрения Порошенко, США начали сложную игру с Россией и фактически ведут дело к реализации Минских соглашений, лично для Порошенко крайне невыгодных. Да и на Западе, вслед за США, в отношении нынешнего президента Украины пошел откат. На Мюнхенской конференции по безопасности, например, его вообще почти проигнорировали и руководители дипведомств, и коллеги из других стран. Он стал им неинтересен.
Более того, все явственнее на Западе звучат мнения — пора менять Порошенко. И тут дело не в ошибках, не в смене курса. Хотя и в них тоже. Но не это главное. Порошенко для Запада — отработанный материал. Как и Украина. С вводом в действие «Северного потока-2» (в 2019-2020 годах) Украина перестает быть стратегически важным транзитным партнером Европы. И Порошенко в качестве защитника этого форпоста становится не нужен.
При этом в случае прихода к власти другой команды, по аналогии с его же собственной администрацией, неизбежно привлечение и самого Порошенко и его окружения новой командой к ответственности за все: бездарно растраченные годы, израсходованные международные финансовые вливания, коррупцию, отжим бизнесов, политическое преследование инакомыслящих. А шансов вновь стать президентом — почти нет. В этой ситуации ему надо вести переговоры либо с тем, кто станет (предположительно) новым президентом, либо с тем, кто поможет ему выстроить новую конфигурацию власти. И это — только Тимошенко.
У Юлии Владимировны тоже — «последнее лето». Если она не станет президентом в 2019-м, то уже не станет им никогда. Годы уходят, политическая поддержка у населения тает (то ли было в 2004-м и тем более в 2009-м) и шансов получить заветный первый приз все меньше.
Все, конечно, знают о неимоверно успешных переговорах, которые провела Тимошенко в Вашингтоне во время свой поездки на Молитвенный завтрак. И все знают, насколько она погружена в процесс введения на Донбасс миротворцев. Но все это мы знаем исключительно от самой Тимошенко. И насколько все это соответствует действительности, неизвестно.
Не исключено, что за вежливыми улыбками «американских друзей» скрывается нечто очень неприятное для Юлии Владимировны — кандидатуры более молодых и более удачливых — того же певца Святослава Вакарчука, который ныне получает дополнительное политическое образование в США, или руководителя НАБУ Артема Сытника, у которого вообще за океаном — полная поддержка во всех делах и даже зарплата оттуда…
Поэтому, чтобы осуществить мечту — стать президентом Украины, у нее есть по сути только один союзник — ее давний злейший враг Петр Порошенко — у которого сегодня — власть, финансы, административный ресурс. Все то, что нужно Тимошенко для того, чтобы стать президентом.
«Бритва Оккамы»
Теперь по известному принципу «бритвы Оккамы» уберем все лишнее, все то, о чем Тимошенко и Порошенко не могли бы вести переговоры.
1. Досрочные президентские выборы. Ни тому, ни другому политику при нынешних условиях они не нужны. Порошенко с его рейтингом они не нужны потому, что проигрывать досрочно вообще глупо.
А Тимошенко с ее наибольшим среди украинских политических фигур рейтингом его надо еще бережно выращивать. Потому что 10-12 процентов, которые у нее есть, для победы явно недостаточно.
2. Досрочные парламентские выборы. Опять — мимо. Порошенко они не нужны, потому что, если его Блок (БПП) их проиграет, то президентские он проиграет тем более. К тому же в этих условиях потеряет контроль над парламентом. А сегодня за счет коалиции с «Народным фронтом», пусть и хлипкий, такой контроль у него есть.
А Тимошенко они не нужны потому, что даже если она займет первое место на этих выборах, все-таки формировать коалицию в парламенте и вообще участвовать в выборах ее политсиле выгоднее не до, а после президентских выборов. При условии, конечно, что она их выиграет и станет президентом.
3. Пустить все на самотек. То есть провести президентские и парламентские выборы в срок (президентские — следующей весной, а парламентские — осенью). Ну, это тоже нельзя. Потому что политика для украинских вип-персон, это искусство — договариваться и дружить не за, а против кого-то. То есть, если Порошенко не договорится с Тимошенко, это вовсе не означает, что он не сможет (или не захочет) договориться с кем-то другим. Но в этом случае такая коалиция будет уже «дружить против Тимошенко». Так же и наоборот. Поэтому договариваться или пытаться это делать надо уже сейчас, «на берегу».
Но и тут есть сложность «номер четыре». Хотя на самом деле ее стоило бы назвать «номер один».
4. Ни у Порошенко, ни у Тимошенко нет никаких оснований доверять друг другу. Потому что главный принцип украинской политики это — договориться, пообещать и кинуть. Ни один президент, ни одна политическая сила не проигнорировали этого принципа, все исповедуют, все по нему живут и все этим занимаются. И нет никаких оснований считать, что что-то в этом плане изменится в ближайшее время.
«Дружба против — самая крепкая»
В этой непростой ситуации, в которой, кстати, оба политических конкурента чувствуют себя, как рыба в воде, главное, что их может объединить, это «дружба против кого-то». Это всегда получается хорошо и эффективно. Даже намек на такую возможность заставлял украинских политиков совершать невероятное. В свое время так называемая «ширка», то есть возможная широкая коалиция Партии регионов и «Батькивщины» (которая так и не состоялась) заставила пойти тогдашнего (2007 год) президента Виктора Ющенко на беспримерный «подвиг» и назначить (чтобы «ширка» не состоялась) Тимошенко, которую он к этому моменту ненавидел, премьером Украины.
В нынешней ситуации, Порошенко и Тимошенко могли вести переговоры о дружбе против «третьих лиц» — тех, кого «тушкой или чучелом» захотят протолкнуть на президентство заокеанские партнеры — например, против уже упомянутых Вакарчука или Сытника.
В данном случае, для обоих кандидатов в президенты они — главные враги. И «давить» их сообща и проще, и эффективнее. При этом вполне возможно, продолжать «придавливать» друг друга, Но это уже, как говорится, «факультативно».
В этом же ключе («не пускать варягов в украинскую политику») может быть и конфигурация более сложного порядка. Которая могла бы состоять из нескольких этапов.
Первое. Внесение в Конституцию изменений с ослаблением президентских функций и усилением премьерских. Для внесения таких изменений необходимо иметь квалифицированное большинство голосов парламента — 300. Это как раз то, что вместе могут соберать БПП, НФ, радикалы Ляшко и «Батькивщина».
Второе. Чтоб друг друга контролировать, назначить и президентские, и парламентские выборы одновременно на один день (весна 2019-го). Тогда Тимошенко становится президентом, а Порошенко за счет новой коалиции в парламенте — премьером. И оба получают то, что хотят: Тимошенко власть (пусть и сильно ослабленную, но это лучше, чем ничего), а Порошенко — финансы и кадровые вопросы плюс иммунитет от уголовного преследования еще на 5 лет.
В случае если Тимошенко откажется от такого «роскошного» предложения, Порошенко мог ей вообще пообещать отмену выборов и президентских, и парламентских под предлогом объявления военного положения на Украине в 2019 году либо в целом в стране, либо на части ее территорий. И тогда Тимошенко вообще пролетает.
В этой схеме переговоров, которые скорее всего и проходили в этом ключе с некоторыми незначительными расхождениями в нюансах, не учитывается только мнение на ситуацию в США, Европе и России, которые являются весьма активными игроками на украинском политическом пространстве…
Но и здесь можно многое объяснить личностными качествами и положениям двух политических антагонистов: Тимошенко и Порошенко. Юлия Владимировна по своей природе авантюрист, жаждущий максимальной власти последние 10-15 лет и готова пойти на крайние меры, чтобы получить ее на излете своей политической карьеры.
А для Порошенко важно, уже побывав в качестве хозяина в президентском кабинете, теперь не попасть на скамью подсудимых, чего очень ему желают все — и враги, и в скрытой форме даже ближайшие соратники из других партий и политических движений. И он в этом своем стремлении тоже, как и Тимошенко, готов на авантюрную игру с зарубежными партнерами. А до чего они договорились и договорились ли вообще, мы узнаем уже в ближайшее время. По их действиям и заявлениям.