«Я считаю, что ключевой вопрос был в необходимости проведения выборов. Элиты в Киеве в основном боролись за власть, за право стать кандидатом в президенты, за возможность организации досрочных парламентских выборов, а удержание Крыма требовало введения военного положения», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Согласно украинскому законодательству, военное положение вводится в случае вооружённой агрессии, угрозы нападения, или опасности независимости. Этот режим расширяет полномочия военного руководства, центральных и местных властей, а также предусматривает ограничение конституционных прав и свобод человека. В период действия военного положения в стране не проводятся ни парламентские, ни президентские выборы.
По словам политолога, сначала президентские, а затем парламентские выборы сделали невозможной полноценную реакцию властей на события в Крыму. Он также напомнил, что в тот момент, в Киеве продолжался Майдан, а его радикальная часть уехала в Донбасс только в апреле-мае, поэтому власть была в значительной мере связана, только после отъезда активистов на юго-восток у руководства страны появилась возможность для манёвра.
«Стоял выбор: удерживать контроль либо над Киевом, либо над Крымом — конечно, выбрали столицу», — констатировал Бортник.
Депутат Верховной Рады Сергей Куницын, занимавший ранее пост представителя президента Украины в Крыму, рассказал, что весной 2014 года предлагал исполняющему обязанности президента Украины Александру Турчинову провести заседание парламента и расширить полномочия Крыма для того, чтобы отсрочить проведение референдума о присоединении к России. Однако крымские и севастопольские политики расценили его слова как попытку оправдать провалы власти, пришедшей в результате Майдана.