На пленарных заседаниях Верховной Рады 16-19 января планируют рассмотреть проект закона «О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма», зарегистрированный группой из девяти народных депутатов от «Народного фронта» во главе с Сергеем Высоцким. Законопроект определяет такие понятия, как коллаборационист, коллаборационизм, сотрудничество с врагом и т.п.
Документ предполагает, что человек, признанный «коллаборационистом», не сможет занимать должности в органах государственной власти, местного самоуправления, иметь доступ к гостайне, получать разрешение на оружие, быть военнослужащим, полицейским или судьей и т. д. В изменениях к Уголовному кодексу авторы также предлагают за «коллаборационизм» наказание в виде от 12 до 15 лет тюрьмы.
Главная проблема законопроекта даже не в том, что «коллаборационизм» трактуется слишком широко — среди его признаков названы, к примеру, «причинение вреда информационной безопасности Украины», «осуществление информационно-психологической войны, унижение украинского языка и культуры, фальсификация украинской истории, формирование средствами массовой коммуникации альтернативной действительности искривленной информационной картины мира» или «организация массовых мероприятий политического характера (митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки)».
Вот только решения о том, является тот или иной гражданин Украины «коллаборационистом» (и соответственно — об ограничении его прав), будет принимать Комиссия по рассмотрению фактов коллаборационизма при президенте Украины. Деятельность этого органа внесудебных расправ прямо противоречит Конституции Украины, статья 124 которой гласит: «Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются».
Депутаты от «Народного фронта», давно провозгласившие себя последователями «дела Бандеры», действуют вполне в духе Организации украинских националистов, создавшей в 1940-е годы систему «Службу безопасности», которая сама выносила приговоры и приводила их в исполнение. Причем мотивация обвинений СБ ОУН была весьма схожей с той, которую предлагают нынешние националисты, разве что в выражениях тогда не стеснялись.
К примеру, в приказе от 10 сентября 1943 года, подписанным краевым референтом СБ ОУН Николаем Козаком (псевдоним «Смок»), было сказано: «…врагами украинского народа считаем всех коммунистов, невзирая на их национальность, и тех украинцев, которые сотрудничают с нашими врагами, выступают против приказов УПА и пытаются разбить единство среди украинского народа, тех, которые вступили в УПА с предательскими мыслями как враждебные разведчики и работают не для УПА, но как предатели для пользы врагов украинского народа».
Кстати, даже исследователи деятельности ОУН/УПА отмечают удивительные совпадения в терминологии между приговорами сталинских «троек» и «революционных трибуналов СБ ОУН». Теперь компанию этим органам вполне может составить «антиколлаборационная комиссия».
Хотя многие аналитики считают законопроект всего лишь попыткой «Народного фронта» поднять свой мизерный рейтинг за счёт радикально-националистического электората, опасность не стоит недооценивать. В свое время точно так же комментировали законопроекты о «декоммунизации» и «героизации ОУН/УПА», которые третий год разрушительно действуют в Украине.
Странно только, что новоявленные «борцы с коллаборационизмом» не пытаются спроектировать действие закона на самих себя. Ведь «фальсификация украинской истории, формирование средствами массовой коммуникации альтернативной действительности искривленной информационной картины мира» — именно то, чем на протяжении последних лет занимаются находящиеся при власти националисты, причем за государственный счёт. Напомню: на деятельность «Института национальной памяти», имеющего статус центрального органа исполнительной власти, в 2018 году в госбюджете выделено почти 60 миллионов гривен, если же будет создана «Комиссия по рассмотрению фактов коллаборационизма», то это и вовсе потребует сотен миллионов гривен.
Но коллаборационистами по новому закону можно будет признать не только действующих политиков и «активистов», но и героев из прошлого — ведь в нынешней Украине проводились официальные судебные процессы против давно умерших Сталина и Кагановича. Поэтому следующим обвиняемым вполне может стать Петлюра, который 21 апреля 1920 года подписал с Пилсудским договор о передаче Польше территории Волыни и Галичины, до того формально считавшихся частью Украинской народной республики. Чем это не действия по нанесению вреда территориальной целостности Украины, особенно в свете призывов того же Вятровича считать именно УНР источником нынешней украинской государственности?
Но если Пилсудский ныне официально объявлен союзником, несмотря на польскую аннексию Западной Украины меж двумя мировыми войнами, то период между 22 июня 1941 и 28 октября 1944 пока считается фашистской оккупацией Украины. В таком случае формулировака «вновь созданное Украинское Государство будет тесно сотрудничать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе» из бандеровского Акта о восстановлении государственности от 30 июня 1941-го являются «сотрудничеством с врагом при осуществлении им агрессивных действий, разворачивании вооруженного конфликта против Украины». А все военнослужащие батальонов «Роланд» и «Нахтигаль», а также дивизии СС «Галичина», могут быть признаны коллаборационистами согласно формулировки законопроекта за «обеспечение участия регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины».