Глава государства должен рассмотреть инициативы населения, которые наберут 25 тысяч подписей. Хотя в этом году электронных петиций, отвечающих требованиям, было несколько, украинский лидер ответил всего лишь на один документ — об отмене блокировки российской социальной сети «ВКонтакте».
«Это огромная рекламная платформа, которая помогает в реализации отечественного продукта, творчества, контента и т.д. Потеря этой платформы крайне негативно скажется на отечественном производителе любого вида товаров, услуг и ивентов. Данное решение администрации президента несет ряд негативных последствий. Следить за распространением пропаганды на этом сайте — это обязанность СБУ или киберподраздилений (на которые выделялись средства из бюджета страны, из карманов налогоплательщиков), чем неспособность этих органов противостоять пропаганде в сети должно сказываться на обычных людях?» — говорилось в петиции, пописанной 25 359 человеками.
В ответ президент Украины Пётр Порошенко назвал российские социальные сети рассадником деструктивных групп типа суицидальных сообществ, а «ВКонтакте» — едва ли не главным вместилищем «пиратского контента в мире». Кроме того, по его словам, российские спецслужбы используют интернет-ресурсы для проведения информационных операций против украинцев.
«Компании способствуют спецслужбам России в сборе, хранении, использовании и распространении информации с ограниченным доступом — персональных данных и личной переписки граждан Украины. Украинские пользователи российских сетей попадают под контроль спецслужб РФ, сначала создают необходимые условия для привлечения, а затем используют наших граждан в собственных противоправных целях», — заявил глава государства.
28 апреля Порошенко подписал указ о расширении запрете российских интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», поисковой системы Яндекс и её сервисов, IT-компании «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб», Mail.ru. По данным аналитической компании Gemius, на Украине насчитывалось 5,4 млн «ВКонтакте», 3 млн человек имели профили в «Одноклассниках», а на Facebook — 2,1 млн человек. Эти ресурсы входили в десятку самых посещаемых в украинском сегменте интернета.
Несмотря на ограничения, местные пользователи продолжают пользоваться своими аккаунтами при помощи анонимайзеров. Более того, компания Factum Group Ukraine сообщила, что с августа по октябрь количество украинских пользователей «Вконтакте» увеличилась с 35% до 39%, а «Одноклассников» — с 23% до 26%.