В Москве завершился Архиерейский собор. Его участники дали окончательный ответ на письмо украинского раскольника Филарета, отказавшись вступать с ним в заочные дискуссии. В то же время собор решил защитить Украинскую православную церковь Московского патриархата от давления Киева. Насколько такая попытка оправданна и сработает ли замысел архиереев?
В субботу завершился Архиерейский собор, который созывается не реже раза в четыре года. Это высший орган церковного управления. В нем участвовало около 400 епископов из 22 стран. За несколько дней архиереи обсудили проблемы устроения монашеской жизни, школьное образование, венчание и возможное число браков в современном обществе, проблемы христиан на Ближнем Востоке и общецерковное прославление местночтимых святых.
Особое внимание было приковано к ситуации на Украине. Второй день работы собора завершился настоящей сенсацией. СМИ сообщили о решении лидера не признанного православными церквями Киевского патриархата Филарета (Денисенко) извиниться за свою деятельность на Украине, о чем он написал в письме патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и собору. Архиереи посчитали это письмо «шагом к преодолению раскола» на Украине и создали специальную комиссию для переговоров с «Киевским патриархатом».
На следующий день Филарет заявил, что обратился лишь с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви и что он не станет каяться за автокефалию УПЦ КП, которая никогда не вернется в Московский патриархат.
По итогам собора пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил, что Русская православная церковь не планирует общаться с представителями самопровозглашенного Киевского патриархата посредством заочных дискуссий на пресс-конференциях.
Политолог, член президентского Совета по межнациональным отношениям Богдан Безпалько уверен, что для Филарета письмо является одной из пиар-акций. «Для него это очередной способ заявить о себе в условиях, когда его церковная организация не признана и не уважается ни одной канонической православной церковью в мире. По большому счету она не имеет никакого веса, в принципе являясь структурой более политической, нежели религиозной», — сказал Безпалько газете ВЗГЛЯД.
Он считает раскольника Филарета мастером компрометировать самого себя и приближенных. Еще в советское время, будучи епископом, Филарет имел семью и при этом откровенно ненавидел ее.
«Этот человек сотрудничал со спецслужбами, в чем открыто признается. Этот человек учинил на Украине раскол, преступив религиозные клятвы, которые он давал публично. Филарет сотрудничал с националистическими структурами.
Этот человек уже выходит за рамки христианства, потому что участвовал в обрядах вместе с оккультистами. А однажды на каком-то светском приеме во время Великого поста выпил коньяку и закусил свининой. Такое поведение нехарактерно для сколько-нибудь верующего человека», — указал Безпалько.
Что касается реакции на появление письма, то эксперт указал, что церковная среда — очень специфическое сообщество, в котором конфликты принято улаживать за счет несвойственных мирской жизни понятий и процессов. Поэтому стиль публичного общения Филарета с руководством РПЦ с просьбами снять прещение и другие наказания — не работает.
«В церковной среде раскол уврачевывается покаянием. Ряд архиереев так называемого Киевского патриархата еще с начала 90-х годов прошел этот путь и успешно инкорпорировался в Русскую православную церковь. Например, епископ Антоний (Масендич)», — сказал Безпалько, добавив, что вместо пиара Филарет должен «общаться непосредственно со священноначалием Русской православной церкви и направлять письма о покаянии, признании ошибок и уже вследствие всего этого просить восстановить его в действующем сане, вернуть монашество, либо просто не вести подобного рода диалог».
История «екатеринбургских останков» и другие решения собора
Заседание Архиерейского собора подытожил патриарх Кирилл. Он призвал предстоятелей всех поместных православных церквей беречь и сохранять церковное единство, несмотря на «порой очень сложные и противоречивые обстоятельства». «Мы воспринимаем ваш приезд в Москву как проявление вашей братской любви, вашей солидарности со всем долгим и трагическим путем, которым Русская церковь прошла в XX веке», — сказал патриарх.
Днем архиереи заслушали доклады о последних результатах экспертиз «екатеринбургских останков» — фрагментов тел, обнаруженных в 1991 году и в 2007 году под Екатеринбургом и, предположительно, принадлежащих царской семье. В итоговом документе собора говорится о надежде установить «истину» после завершения всех исследований. Таким образом, сохранило силу постановление Архиерейского собора 2016 года о том, что решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским собором по представлению Священного синода, «исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы».
Собор выразил обеспокоенность тем, что позиция РПЦ по профилактике абортов и выведению их из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) «не находит понимания» у власти. Решение этого вопроса «имеет принципиальное значение и обладает большим потенциалом в деле укрепления института семьи, общественной нравственности и государства в целом». О целесообразности вывода абортов из системы ОМС ранее говорил Кирилл. Впрочем, в правительстве пока не намерены этого делать.
Среди выступавших в субботу был патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X, который призвал сделать все возможное для сохранения единства Сирии. Он поблагодарил Россию за ее борьбу с распространением терроризма на Ближнем Востоке, а патриарха Кирилла — за миротворческие усилия в регионе и оказываемую при содействии РПЦ гуманитарную помощь мирному населению.
Кроме этого собор призвал верующих активизировать помощь гонимым и страдающим от бедствий христианам, тем, «кого изгоняют из храмов, кого взрывают и убивают террористы». Архиереи также отметили, что совместное заявление патриарха Кирилла и папы Франциска по итогам встречи на Кубе в 2016 году «внесло свой вклад в достижение перемирия на земле Сирии и тем самым помогло спасти тысячи жизней».
«Если уж идет битва, то не нужно придумывать какие-то отговорки»
Самым знаковым событием собора Богдан Безпалько назвал выступление перед архиереями президента России Владимира Путина, что демонстрирует его уважение к одной из самых распространенных конфессий. Еще он отметил внесение правок в итоговый документ по просьбе предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополита Онуфрия.
«На мой взгляд, это не совсем правильно, потому что эти правки, в частности о том, что центром Украинской православной церкви является город Киев и что УПЦ МП как бы получает иммунитет от общецерковного суда, не спасут Украинскую православную церковь Московского патриархата от давления на Украине. Там уже было предпринято несколько попыток подчинить церковь государству, поставить ее под контроль. Эти попытки обязательно будут реализованы, но только позже. В данный момент они просто отложены», — считает эксперт.
Он убежден, что для Киева принятые в Москве «куцые документы» не будут приниматься в качестве решающего фактора. «Об этом же в своем заявлении говорил так называемый патриарх Филарет. Он говорил, что все это филькина грамота, фиговые листочки, которые в качестве маскировки пытаются использовать иерархи УПЦ МП. Поэтому если уж идет битва, то не нужно придумывать какие-то отговорки, дескать, мы не совсем такие. На Украине хотят превратить церковь в управляемую государством структуру, выполняющую заказ по построению Украины как националистического государства, где церковь будет призвана оправдывать это построение, войну, репрессии с точки зрения христиан. Рано или поздно это все равно там произойдет, если не изменится сама по себе политическая структура на Украине. Но пока я не вижу к этому никаких предпосылок. Там все только усугубляется», — подытожил Богдан Безпалько.
Андрей Резчиков