Мирное будущее Сирии не за горами
22 ноября в Сочи состоялись переговоры президентов России, Турции и Ирана по сирийскому вопросу. Совместными действиями эти три страны смогли добиться активизации переговорного процесса за счёт запуска, параллельно с пробуксовывавшим женевским, нового — астанинского формата.
«Благодаря усилиям России, Ирана и Турции удалось предотвратить распад Сирии, не допустить её захвата международными террористами, избежать гуманитарной катастрофы. Масштабные боевые действия против террористических бандформирований в Сирии завершаются. Появился реальный шанс положить конец многолетней гражданской войне», — заявил Владимир Путин.
Российский лидер выступил с инициативой о совместной с Анкарой и Тегераном разработке комплексной программы восстановления Сирии. По его словам, возрождение страны будет зависеть от решения социально-экономических проблем, восстановления промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, систем здравоохранения и образования, а также урегулирования гуманитарного аспекта, включая адресную помощь населению, разминирование освобожденных территорий, оказание содействия в возвращении беженцев. При этом, Путин подчеркнул, что судьбу Сирии должны определять сами сирийцы — как сторонники действующей власти, так и оппозиции.
По итогам переговоров стороны приняли совместное заявление, в котором объявлено о начале качественно нового этапа в урегулировании конфликта, продолжающегося с 2011 года, и определены приоритетные сферы сотрудничества по Сирии. Позже постоянные представители России, Турции и Ирана при ООН направили запрос о публикации его текста в качестве документа Совета Безопасности.
Лидеры трёх стран договорились проработать вопрос о сроках и составе проведения в Сочи Конгресса национального диалога Сирии, который должен объединить за столом переговоров делегатов от различных сирийских политических партий, внутренней и внешней оппозиции, этнических и конфессиональных групп, в частности для обсуждения проекта новой Конституции страны.
МИД Сирии приветствовал принятый в Сочи документ, который на высшем уровне закрепил основные принципы политического урегулирования кризиса, а также задачи, стоящие перед Конгрессом по национальному диалогу.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что сотрудничество Москвы, Анкары и Тегерана по сирийскому вопросу имеет большое значение для окончательного завершения кровопролития, а встречи в Астане пошли на пользу всему региону. Однако, по его словам, достигнутого результата не достаточно — все заинтересованные стороны должны внести значительный вклад для установления политического разрешения, приемлемого для жителей Сирии.
«Отрадно, что менее чем за один год с начала астанинского процесса странами-гарантами — Ираном, Россией и Турцией — предприняты обширные усилия для противодействия терроризму, экстремизму, а также подготовлена соответствующая почва для политического урегулирования кризиса в Сирии. Сегодня открывается новая перспектива для окончательного урегулирования кризиса в Сирии», — сказал президент Ирана Хасан Роухани.
Американское издание The Wall Street Journal высоко оценило вклад России в решение сирийского вопроса: «В последние месяцы Москва обретает всё более доминирующую роль в посреднических усилиях, направленных на прекращение конфликта, а также позиционирует себя в качестве движущей силы региона, затмевая переговоры под эгидой ООН. США некогда играли лидирующую роль в переговорах по Сирии, а сейчас выполняют в целом второстепенную роль, так как в последние годы сосредоточивали основное внимание на разгроме (запрещённого в РФ — ред.) Исламского государства».
В свою очередь обозреватель турецкой газеты Hürriyet отмечает, что, испытывая серьёзные трудности во взаимодействии с соседями, Анкара вновь становится одним из акторов в решении международных проблем, благодаря проводимой Россией дипломатии, а вовсе не из-за политики «ноль проблем с соседями», как утверждал бывший глава МИД Ахмет Давутоглу.
В рамках астанинского процесса за столом переговоров впервые удалось собрать представителей правительства и вооружённой оппозиции, а по итогам семи раундов встреч приняты и реализуются ключевые для Сирии решения: соблюдается режим прекращения боевых действий, созданы и функционируют четыре зоны деэскалации. Более того, в результате военной операции ВКС РФ от террористов освобождено более 90% территории Сирии.
Конец 40-летней политической эпохи Зимбабве
14 ноября в столицу страны Хараре, как сообщили очевидцы, прибыли два танка. Подразделения Сил обороны Зимбабве установили контроль над телевидением, заблокировали подъезды к правительственным зданиям и парламенту, а также поместили под домашний арест президента Роберта Мугабе, его супругу Грейс и и ближайших соратников. По словам военных, их действия направлены на то, чтобы призвать к ответу преступников вокруг главы государства. Хотя мятежники отказались назвать происходящее военным переворотом, они всё же убеждали 93-летнего Мугабе, правившего фактически с 1980 года, уйти в отставку.
Недовольство общественности вызвало отстранение Эммерсона Мнангагвы от должности вице-президента 6 ноября. Он считался вторым лицом государства, и именно его называли наиболее вероятным преемником президента. Однако высший государственный пост намеревалась также занять и первая леди Грейс Мугабе, в значительной степени именно с её подачи произошла отставка Мнангагвы — она убеждала супруга, что вице-президент собирается совершить госпереворот.
Мнангагва и Роберт Мугабе были близкими соратниками, начиная со времён партизанской борьбы против правительства белого меньшинства Яна Смита. В составе военно-диверсионной группы «Крокодил», действовавшей на территории Танзании, первый отвечал за поставки вооружения и переброску боевиков в партизанские отряды в Южной Родезии (современный Зимбабве). После провозглашения независимости страны от Великобритании в 1980 году он занимал различные посты в правительстве Мугабе, однако растущие амбиции Мнангагвы беспокоили ставшего президентом Мугабе, и он освободил соратника от должности административного секретаря партии «Африканский национальный союз Зимбабве — Патриотический фронт». Возвращение Мнангагвы в большую политику произошло в 2008 году, когда он возглавил предвыборный штаб Мугабе.
Помещённый под домашний арест президент отказался добровольно сложить полномочия. Тогда руководство партии исключило его и супругу из своих рядом, назначив Мнангагву новым лидером. Члены влиятельной в стране Ассоциации ветеранов национально-освободительной борьбы объявили о подаче судебного иска с требованием признать действия военных конституционными, а президента — неспособным выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. На рассмотрение парламента внесли проект резолюции о запуске процедуры импичмента Мугабе, а для проведения переговоров с ним в Зимбабве прибыли президент ЮАР Джейкоб Зума и его коллега из Анголы Жоау Лоуренсу.
21 ноября спикер Национального собрания, нижней палаты парламента, Джекоб Муденда вместо объявления импичмента зачитал заявление президента: «Я, Роберт Габриэль Мугабе, действуя согласно статье 96 Конституции Зимбабве, настоящим официально объявляю о своей отставке, которая вступает в силу немедленно». По информаци телеканала CNN и информационного агентства Reuters, в обмен на добровольное сложение полномочий военное командование гарантировало иммунитет от преследования политика и его жены, а также сохранение его собственности. Британская газета The Guardian сообщила со ссылкой на источники в правящей партии африканской страны, что 93-летний политик получит $10 млн, а также ежемесячное пособие в размере $150 тысяч.
Католический священник Фиделис Муконори, выступивший посредником при передаче власти, рассказал в интервью газете Sunday Mail, что Мугабе добровольно принял решение об отставке после переговоров с военными: «Он знал, что люди протестовали. Он знал, что фактически протестует армия и очень серьёзно относился к этим вопросам. В последний день стало ясно, что президент, в конце концов, решил сказать, что «это на благо Зимбабве, то, что я ухожу в отставку».
Верховный суд Зимбабве признал конституционными действия военных при попытке остановить захват конституционных функций Мугабе его окружением, а решение об увольнении Мнангагвы — противоречащими Основному закону.
24 ноября Эмерсон Мнангагва принял присягу в качестве главы государства, пообещав стать президентом для всех граждан. Он также не забыл упомянуть о своём предшественнике, занимавшем высший государственный пост в течение 30 лет: «Давайте примем и признаем его громадный вклад в строительство нашей нации».
Новому лидеру предстоит проделать большую работу по восстановлению страны, которая превратилась из процветающей в самую бедную в мире. После конфискации земель у белых фермеров Запад ввёл санкции против Зимбабве, которые вместе со стремительным ростом населения,привели к экономическим проблемам и гиперинфляции. Власти страны не смогли повысить благосостояние, даже располагая богатыми запасами золота, платины, урана и крупнейшими в мире месторождениями алмазов.
Шантаж Киева не прошёл
24 ноября в бельгийской столице прошёл 5-й саммит «Восточного партнёрства». По его итогам участники саммита приняли итоговую декларацию, в которой закреплены 20 стратегических целей проекта до 2020 года. Они разбиты на пять блоков:
1. системные задачи: углубление контактов с гражданским обществом и неправительственными организациями, борьба с дискриминацией, укрепление плюрализма мнений и свободы СМИ;
2. экономический: улучшение инвестиционного климата, создание новых рабочих мест, гармонизация условий работы цифровых рынков, развитие торговли между всеми странами «Восточного партнёрства» и ЕС;
3. усиление государственных институтов: укрепление верховенства права и борьбы с коррупцией, поддержка реализации ключевых судебных реформ и реформы госаппарата, активизация сотрудничества в сфере безопасности;
4. объединение транспортной и энергетической инфраструктуры, развитие энергоэффективности и усиление борьбы с изменением климата;
5. укрепление общества: визовая либерализация, создание Европейской школы для студентов из стран «Восточного партнёрства» и подключение их к программам ЕС по обменам студентами и поддержке научных исследований.
Еврокомиссар по расширению Йоханнес Хан подчеркнул, что пункт о визовой либерализации не относится к Украине, Грузии и Молдавии, которым уже предоставлен безвизовый режим.
В документе также отмечено признание стремления стран «Восточного партнёрства» к евроинтеграции — читай: ЕС уважает желание третьих стран присоединиться к союзу; а готовность принять их в свои ряды обозначалась бы фразой «европейские перспективы», — впрочем, такого курса из постсоветской шестёрки придерживаются только Киев, Тбилиси и Кишинёв. Минск, Баку и Ереван устраивает нынешний формат сотрудничества с ЕС.
По информации Польского радио, президент Украины Пётр Порошенко попытался выторговать у европейцев больше выгоды для своей страны и пригрозил бойкотировать саммит, так как в проекте итоговой деклараци говорилось о признании европейских стремлений стран этого объединения, но ничего не сказано о европейской перспективе для Украины, а также содержалась ссылка на декларацию о внесении ограничений в Соглашение об ассоциации и Украиной, согласно которым ассоциация не гарантирует стране членства в ЕС. Однако позже пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко сообщил о его визите в бельгийскую столицу. Как предположил в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов, глава государства решил, что лучше не хлопать дверью — это может дороже обойтись Украине. Страна достаточно зависима от ЕС, поэтому не нужно вступать в конфликт.
В конечной редакции документа, вопреки желанию украинских властей, не сказано ни слова о миротворческих силах ООН в Донбассе. Да и вообще Киеву уделено не так много внимания, как ему хотелось бы: в 9 статье говорится, что участники саммита положительно оценивают полное вступление в силу Соглашения об ассоциации с Грузией, Молдовой и Украиной; в 17 — отмечена важность скорейшего заключения Соглашения об общем авиационном пространстве (соглашение об «Открытом небе») с Украиной; в 18 — приветствуется эффективное функционирование безвизовых режимов с ЕС для Молдавии, Грузии и Украины.
«Все те поправки, которые, по нашей информации, украинская сторона пыталась внедрить в текст итогового документа, не прошли. Судьбоносная политическая и экономическая инициатива Евросоюза «Восточное партнёрство» выдыхается. Так что от этой всей задумки осталась пропагандистская оболочка», — заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов.
Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей позитивно оценил отсутствие в декларации антироссийской риторики: «Из уст представителей отдельных государств звучала критика в адрес России в связи с известными событиями в Крыму, на востоке Украины. Есть понимание относительно того, что обеспечение мира и безопасности в Европе и регионе невозможно без России, за счёт России или в ущерб России».