С начала года в дорожно-транспортных происшествиях в Украине погибли 3184 человека, 29 тысяч 932 — травмированы. Об этом сообщил первый заместитель главы Национальной полиции Украины Вячеслав Аброськин на своей странице в Facebook.
«Только за последние сутки 19 человек погибли в результате ДТП», — говорится в сообщении.
Аброськин отметил, что в одном из ДТП вечером 20 ноября в Черниговской области при переходе дороги погибла мать, 1989 г.р., и две ее дочери. Одной девочке было семь лет, другой — девять месяцев.
Смертельные ДТП на Украине не прекращаются. 22 ноября во Львовской области туристический автобус столкнулся с легковым автомобилем, в результате аварии погибли двое людей. Вечером 21 ноября на автодороге «Днепр — Кривой Рог — Николаев» легковой автомобиль «Ниссан Альмера» слетел с трассы, перевернулся и столкнулся с деревом. Четверо из пяти человек, находившихся в авто, погибли на месте, еще один в тяжелом состоянии доставлен в больницу. В тот же день в Ровенской области произошло смертельное ДТП с участием двух автомобилей. В результате столкновения грузовика DAF и автомобиля «ВАЗ» погибла пассажирка легковушки.
Как сообщило объединение украинских страховщиков МТСБУ со ссылкой на данные Нацполиции, количество ДТП в 2017 году выросло на 8,9% до 102 826. При этом, число погибших в ДТП выросло на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1 996 человек.
Отметим, за весь 2016 год в ДТП на Украине погибли 3187 человек — это меньше, чем с начала этого года, если к данным Аброськина, которые он озвучил утром 20 ноября, приплюсовать только погибших из трех примеров ДТП, указанных выше и случившихся 21-22 ноября.
Таким образом, статистика показывает, что идет рост числа смертельных аварий по сравнению с прошлым годом. В чем его причины?
Дураки или дороги?
Нацполиция называет главной причиной совершения ДТП в 2016 году, как и в 2015-м, превышение безопасной скорости. По этой причине, сообщают полицейские, произошло 4667 ДТП, в которых погиб 821 человек и 6228 получили травмы. Другими наиболее частыми причинами совершения ДТП украинские правоохранители называют нарушение правил маневрирования — 2524 аварий, и управление транспортным средством в нетрезвом состоянии — 1892 ДТП.
Однако политический аналитик Артем Никифоров считает, что правительство намеренно скрывает статистику количества ДТП по причине некачественных дорог, которые, по его мнению, и являются главной причиной большинства аварий.
«До тех пор, пока общество не увидит пожизненное заключение хотя бы одного должностного лица, виновного в разворовывание денег на ремонт дорог, они будут оставаться такими, как есть», — заявил он в эфире телеканала «112 Украина».
По мнению Никифорова, 43 млрд грн, заложенных на ремонт дорог в бюджете-2018, слишком мало, чтобы привести все дороги в стране к нормальному состоянию. По оценкам специалистов, Украине нужно выделять, как минимум, по 100 млрд грн, чтобы в течение 10 лет довести дороги до состояния европейских.
Эксперт в сфере транспорта Александр Кава считает, что состояние дел еще хуже. При нынешних темпах дорожных ремонтов на приведение в нормальное состояние транспортной системы страны понадобится на порядок больше времени.
«При оптимистическом сценарии в 2017 году будет отремонтировано 2 тысячи километров автомобильных дорог в Украине из 170 тысяч километров. То есть, чтобы такими темпами отремонтировать всю сеть, а сейчас 95% сети находится в ненормативном, ненадлежащем состоянии, нужно более 100 лет. И тут, я думаю, цифры говорят сами за себя, чтобы понять, какие объемы нужны. И какие объемы выделяются», — сказал Кава в интервью РИА Новости Украина.
Таким образом, даже если увеличить финансирование дорожной отрасли почти в 2,5 раза и выделять по 100 млрд гривен в год, то потребуется более 42 лет на полный ремонт украинских дорог.
Ледяная стихия
Одна из причин ужасающего положения украинских дорог кроется в несоблюдении технологических процессов — как при производстве, так и при укладке асфальта. Как отмечают эксперты, вместо крупнозернистого, очищенного от глины, песка в асфальт при его приготовлении на заводе нередко кладут обычный песок и щебенку не нужного размера. В результате получается неуплотненное покрытие с большими порами и швами, куда попадает вода. Зимой она замерзает — а вода при замерзании увеличивается в объеме — как следствие, асфальт трескается и разрушается.
К тому же коммунальные службы на Украине традиционно не спешат убирать снег — ведь он и так растает через неделю, зачем тратить лишние средства? Так было в Киеве при мэре Леониде Черновецком, который еще в 2010 году не хотел выделять деньги на уборку снега, так было в Одессе при Руслане Боделане, да и при других градоначальниках ситуация не слишком отличалась в лучшую сторону.
Как раз сейчас Украину завалило снегом. В ночь на 22 ноября первые обильные снегопады прошли в западных и восточных областях Украины — в Донецкой и Луганской областях, а также на Закарпатье и в Тернопольской области. По данным украинской ГоСЧС, 18 населенных пунктов на Донбассе остались без электричества из-за мокрого снега и сильного ветра.
Снег, как правило, откидывают на обочину дороги, где он постепенно подтаивает днем, заливая дорогу водой, а ночью лужи замерзают. Так, согласно прогнозу погоды на 22 ноября, температура воздуха днем составит +1…+7 градусов, ночью — 0…-6 градусов. В четверг, 23 ноября в восточных областях может пройти мокрый снег с дождем, ночная температура до — 4 мороза.
Постоянное подтаивание днем и замерзание ночью из года в год превращает большинство украинских дорог в череду бесконечных ям. Полностью соблюдать технологию ремонта и укладки дорог, а также вовремя осуществлять уборку снега, что позволило бы избежать разрушения дорог в зимний период, не позволяет коррупция.
«Кто виноват, скажи-ка брат?»
Даже те небольшие средства, которые украинские власти выделяют на ремонт дорог, разворовываются, рассказал Ukraina.ru президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Откат в дорожном строительстве стандартный — больше 50%, это не военные тендеры, где доходит до 75%. Из нового только то, что теперь приходится до 10% заносить в антикоррупционные ведомства, чтобы они боролись с коррупцией правильно», — отметил эксперт.
На Украине всегда была проблема с дорогами, поскольку тот, кто их строит, понимает, что качественно асфальт лучше не укладывать — себе дороже обойдется. Поэтому сколько ни меняют начальников, не помогает.
«Свои же засмеют, на общем фоне будет смотреться идиотом — все крадут, а он попался честный. Начальник только приходит на свою должность, а ему сразу выставляют счет — сколько нужно занести «наверх». И поэтому хочешь — не хочешь, приходится организовывать процесс. Были случаи, когда кто-то пытался менять правила, но это все заканчивалось плачевно. Его делали крайним, обвиняли во всех грехах. В этом бизнесе лучше играть по установившимся коррупционным правилам, иначе сядешь на долгий срок», — подчеркивает Охрименко.
Аналогичная ситуация и с уборкой снега. Здесь тоже «хлебное место». Александр Охрименко раскрыл главный снегоуборочный принцип, которым руководствуется руководство украинских коммунальных служб при принятия решений об уборке снега.
«Уборка снега тоже всегда была и есть проблема. У нас сначала закупают технику, а потом не могут найти деньги, чтобы ее заправить. Причем если снега выпадет мало, то его быстро убирают, а по документам списывают очень много денег на солярку. А когда снега много выпадет, то его не убирают — ведь тогда горюче-смазочных материалов нужно реально много, и тут уж не особо украдешь», — констатирует экономический эксперт.
Представители власти предпочитают не замечать дорожные проблемы — ведь они неплохо нагревают руки на откатах. Тем временем украинцы продолжают массово гибнуть на совсем не европейских дорогах.
«Революция достоинства», четвертую годовщину которой сейчас празднуют в Киеве и которая проходила под лозунгами евроинтеграции, не привела к улучшению дорог до европейского уровня. И даже перспективы такой не просматривается. Приведенная полицией печальная статистика смертельных ДТП, увы, на поправку при таки раскладах тоже не пойдет.