Если предыдущие два раза договаривающиеся стороны хотя бы как-то, пусть даже и предельно формально, но в целом позитивно комментировали итоги дискуссии, то на сей раз противоречия, не так давно названные Сурковым «преодолимыми», оказались, судя по всему, неразрешимыми. Вместо чиновников о результатах встречи красноречиво свидетельствуют цифры: «американские друзья», цитирует РИА Новости помощника российского президента, «передали свои предложения к нашему проекту резолюции Совбеза — двадцать девять абзацев. Три из них наша делегация сочла приемлемыми».
Понятно, что проверку на совместимость прошли лишь второстепенные, малозначительные пункты, что следует хотя бы из их количества, в целом же американская редакция российского проекта резолюции ООН о вводе миротворцев в зону конфликта была радикально и бесповоротно отвергнута. Всем известно, что дипломатия — это такой способ вести дела, когда стороны, чтобы прийти к какому-то решению, готовы идти на уступки, поступаться собственными интересами во имя достижения согласия. Во время встречи в Белграде компромисса, похоже, никто не искал и даже не намерен был добиваться.
Не совсем понятно, для чего понадобился этот раунд. Ведь точно не для того, чтобы на сайте посольства США в России появилось заявление о том, что у сторон «различные концепции достижения мира в Донбассе». Об этом и без всякой встречи было известно досконально. Профессиональному дипломату не составит никакого труда заранее точно рассчитать, на какую реакцию стоит рассчитывать, выходя с тем или иным предложением на переговорах. Можно предположить, что Курт Волкер отправился в столицу Сербии с пакетом поправок, непригодных для обсуждения с российским коллегой.
О сути разногласий в вопросе о миротворцах между Москвой и Вашингтоном писалось очень много и детально, поэтому я упомяну о них лишь вкратце. Россия не готова допустить «голубые каски» на свою границу, поскольку считает, что контроль над переходом — это форма отсечения и изоляции самопровозглашенных народных республик, которая упрощает для киевских властей задачу их разгрома. Контингент ООН должен лишь обеспечивать охрану сотрудников ОБСЕ на линии разграничения, которые в свою очередь будут проводить мониторинг исполнения важнейших пунктов Минского соглашения — об отводе войск и соблюдении режима прекращения огня.
Госдеп устами Волкера настаивает на присутствии «голубых касок» по всему периметру конфликта, вызывая в памяти опыт Боснии, где миротворческий контингент ООН получил полицейские функции и фактически превратился в оккупационный корпус, при помощи которого международная коалиция контролирует политическую ситуацию в Сараево. Немаловажен тот факт, что Курт Волкер успел поработать в Боснии специальным помощником от США при Ричарде Холбруке, который вел там мирные переговоры.
Россия не согласится на размещение в Донбассе оккупационного корпуса, какими бы флагами тот ни прикрывался — ООН или ОБСЕ. Собственно, и сами республики — даже если предположить невозможное — что Москва по каким-то причинам примет предложение Вашингтона, едва ли будут готовы без сопротивления пропустить на свою территорию вооруженные подразделения, задача которых — восстановить контроль Киева над мятежными областями.
То есть даже если мы теоретически допустим, что каким-то чудесным образом, минуя Россию и Совбез ООН, Госдепу удастся довести свой план размещения миротворцев до стадии реализации, республики просто встретят огнем непрошенных гостей, а это принципиальнейший момент. Силами, способными участвовать в сколько-нибудь масштабных боевых действиях, ООН сегодня не располагает и не видит необходимости таковые подразделения иметь. По сути дела и в условиях почти лабораторных, лишенных полноценной привязки и к политическим обстоятельствам, и к реалиям конфликта в Донбассе, план Волкера оказывается бессмысленной и кровожадной по умозрительно просчитываемым последствиям утопией.
Именно поэтому его и ожидал такой «оглушительный успех» — 3 одобренных предложения из 29. На самом деле, Волкер не является карьерным дипломатом. Для него это новое и не вполне привычное поприще, на котором он уже успел наломать немало дров — и своими жесткими антироссийскими заявлениями, и абсолютно не дипломатическими подходами, когда он отказывается учитывать интересы ДНР и ЛНР, зафиксированные Минскими соглашениями. Тем не менее, сама идея размещения миротворцев — не с политическими задачами — а просто для решения крайне важных для людей, проживающих на территории конфликта вопросов, остается крайне актуальной. Развод сторон, прекращение огня, вывод боевой техники — все это можно было бы начать делать под присмотром вооруженных охранников с ооновским мандатом. Что там дальше — это предмет долгих переговоров, но разрешение любого конфликта начинается с элементарного шага — необходимо заставить замолчать пушки. Может быть, кто-то в Вашингтоне сумеет это объяснить Курту Волкеру?
При всей бессмысленности подобных встреч, они продолжатся. И это, наверное, верная линия, поскольку пока сохраняется хотя бы минимальная возможность договориться — пусть не сейчас, а когда-нибудь — от нее нельзя отказываться.