Сегодня Симферополь является проблемным городом, с довольно запущенной инфраструктурой, хроническими автомобильными пробками, большим объемом нуждающегося в ремонте жилищного фонда. Разумеется, столица популярного среди туристов Крыма может и должна выглядеть иначе. Описанию того, как достичь позитивного результата в относительно короткий промежуток времени и посвящён объёмный (почти 200 страниц) документ, предложенный вниманию рядовых симферопольцев и депутатов местного горсовета.
Программа весьма детализирована и рассчитана на три этапа её воплощения в жизнь. Ближайшие два года — реализация самых неотложных мер для достижения среднероссийских показателей по целому ряду направлений. В частности, модернизация и строительство новых систем водоснабжения, канализации, электроснабжения, отопления, реконструкция дорожного хозяйства, социальной инфраструктуры и т.п. Вторая ступень — в 2021-2026 годах создание условий для внедрения передовых принципов хозяйствования. И, наконец, третий этап: «К 2030 году, — уверяют разработчики проекта, — будут внедрены принципы устойчивого развития общественного транспорта, городского пространства, жилищного строительства, развития высокотехнологичной промышленности, выстроены эффективные агломерационные связи и пр.»
Вполне здравый и необходимый документ, исполненный модных терминов («безбарьерная среда» и т.п.) вызвал шквал критики, особенно в части решения проблемы движения городского автотранспорта. Дело дошло до того, что на публичных слушаниях авторов проекта обвинили в некой «варламовщине». Этот неологизм отсылает нас к имени популярного российского блогера Ильи Варламова, известного страстной популяризацией преимуществ велосипедного передвижения в городе, создания обширных пешеходных зон и прочих представлений хипстера о прекрасном.
Критики проекта обосновано говорят, что в Крыму (с его обилием примерно равнозначных городов) многие люди просто вынуждены ежедневно передвигаться по всему полуострову на автомобиле. Здесь автотранспорт — жизненно необходимое средство передвижения, а не комфортный транспорт. Конечно, сегодня столица Крыма задыхается от автомобилей: согласно подсчетам городских властей, только по проспекту Победы (Феодосийское направление) в город ежедневно въезжает и выезжает до 30 тысяч машин. Плюс огромный транзитный поток автомобилей. Но можно ли просто волевым решением запретить их передвижение по центру города при общем недостатке магистралей?
Общественник Илья Большедворов считает представленную «Стратегию развития» во многом утопичной: «Люди привыкли ездить на личном транспорте и пересадить большинство из них на общественный вряд ли получится. Электротранспорт развивается очень медленно. С новыми дорожными развязками получилось странно — в генплане они есть, а на слушаниях их не утвердили». Ещё более категоричен активист Таврид Музафаров: «Нужно проработать транспортно-логистическую часть. Потому что там, кроме варламовщины и общественного транспорта как такового, ничего нет. Сейчас 350 тысяч жителей, а куда деть машины миллиона человек — ответа нет. А улицы шире не станут, вы наоборот их сужаете», — говорит он.
В дискуссию дистанционно включился и упомянутый Илья Варламов, который посвятил планам развития Симферополя объёмный тридцатиминутный видеоролик, в котором жарко защищает планы реконструкции столицы Крыма, называет обнародованную стратегию «чудом» и даже готов «расцеловать» её авторов. «Кто бы мог представить ещё десять лет назад, что в официальных документах будут озвучиваться идеи полного запрета парковки во дворах или ограничения скорости в городе 50 км/ч! Да и сегодня многие ли регионы понимают это?» — восхищается Илья планами разработчиков проекта. А заодно их предложениями о массовой установке теневых навесов, развивающих детских площадок, специальных пеленальных комнат и прочими передовыми и даже ультрапередовыми идеями. Судя по всему, после Москвы и Симферополю не удастся избежать бурных споров: кому принадлежит город — пешеходам/велосипедистам или автомобилистам? Спорам, достойным свифтовской дискуссии «тупоконечников» с «остроконечниками». Город принадлежит всем горожанам.
За околоархитектурными фантазиями как-то забылось, что раздел, посвящённый оформлению городской среды, далеко не самый определяющий в планах реконструкции Симферополя — он и в документе занимает всего десяток страниц. А сама стратегия охватывает все стороны развития региональной столицы — от экономики города и выполнения им столичных функций до качественного образования и модернизации учреждений культуры. Именно этим она важна не только для Симферополя, но и для всей Республики Крым. Наконец-то движение региональных и федеральных финансовых средств обретает некий осмысленный характер: диверсификация производств, подготовка необходимых для них специалистов, наведение порядка в коммерческой жилой застройке.
Другое дело, что алчность некоторых чиновников или частных застройщиков диктует необходимость усиления контроля за расхитителями и бездельниками. В будущее — с его чистыми реками, антивандальными светильниками и удобными велодорожками — общество иногда приходится настойчиво тянуть, преодолевая его порочную привычку к ленивой обломовщине. Придать столице полуострова необходимое ускорение — значит превратить её в истинную витрину динамичной российской действительности. Весьма важная политическая задача для тех, кому уже сегодня важно доказать разницу между созидательным развитием современного Крыма и экономической деградацией его бывшей хозяйки.