Право каждого народа на самоопределение — один из важнейших принципов международного законодательства, равно как и право каждого государства на территориальную целостность. И если для сторонников независимости Каталонии ключевую роль играет первый принцип, то центральное правительство в Мадриде, напротив, полагается на второй.
Как бы там ни было, нормы международного права не предусматривают для территорий какого-либо государства возможности отделиться за исключением случаев, когда обе стороны на это согласны. Однако между региональной администрацией в Каталонии и испанскими властями такого согласия нет.
Чтобы требовать независимости, нужно быть народом
Если вспомнить историю, образование новых государств не всегда вызывало серьезные разногласия. К примеру, распад Чехословакии на два независимых государства, Чехию и Словакию, в 1992 году произошел по их взаимному согласию. Неслучайно его нередко называют «бархатным разводом». А вот другой пример: в 1950-60-е годы борьба народов Африки за независимость столкнулась с сопротивлением со стороны колониальных держав. Однако главную роль в этом случае сыграл основополагающий принцип ООН — право народов на самоопределение.
Между тем в случае с отделением Каталонии этот принцип не действует. «Право народа на самоопределение подразумевает, что существует народ, который может апеллировать к этому принципу, — объяснил в интервью DW профессор международного права Боннского университета Штефан Тальмон (Stefan Talmon). — Часть населения внутри однонационального государства, даже если она имеет определенную национальную идентичность, с точки зрения международного права не является народом, который может апеллировать к праву на самоопределение».
По той же самой причине Бавария не смогла бы отделиться от Германии, если бы у нее всерьез возникло такое желание. Согласно международному праву отдельным народом не считаются и косовские албанцы. В 2008 году косовары провозгласили свою независимость от Сербии, однако международно-правовой статус Косово до сих пор неясен. Сербия считает Косово частью своей территории. В 2010 году Международный суд ООН признал, что объявление края о независимости не нарушает норм международного права. Впрочем, решение суда носило не обязательный, а лишь консультативный характер. На сегодняшний день более половины из почти 200 стран — членов ООН признают Косово независимым государством. Испания — не в их числе: Мадрид всегда опасался, что признание независимости края может создать прецедент для Каталонии.
Что говорит международное право
Штефан Тальмон не видит правовых оснований для независимости испанского региона. «Притязания Каталонии на независимость не оговорены ни в испанской конституции, ни в международном праве», — подчеркивает эксперт. Выделение региона в отдельное государство противоречит нормам конституционного права, а статус Каталонии как автономии идет вразрез с международным правом, добавляет Сабине Ридель (Sabine Riedel) из берлинского фонда «Наука и политика». Если бы сепаратистам удалось добиться своего, отмечает Ридель, последствия было бы сложно предугадать: «Если мы будем подвергать сомнению договоры, заключенные между государствами, возникнут новые конфликты и, возможно, в Европе снова разразится война».
В этом плане Шотландия, которая в 2014 году тоже проводила референдум о независимости, — совершенно другой случай, подчеркивает Стивен Блокманс, эксперт Центра изучения европейской политики CEPS в Брюсселе. Он напоминает, что проведение голосования получило полное одобрение Лондона. Дэвид Кэмерон, возглавлявший тогда британское правительство, подчеркивал, что Великобритания будет уважать результаты референдума, даже если это приведет к отделению Шотландии. Впрочем, около 55 процентов участников голосования тогда высказались за то, что, чтобы Шотландия осталась в составе Великобритании.
Международное право создавалось существующими государствами и очень устойчиво к разного рода изменениям, объясняет Штефан Тальмон: «Никто не рубит сук, на котором сидит». Если бы государства позволяли регионам или группам населения отделяться «на основании субъективного чувства идентичности», считает профессор, то очень скоро в мире было бы не около 200, а 300 или даже 400 стран.
Каталония вряд ли станет членом ЕС
Возможное отделение Каталонии от Испании спорно и с точки зрения права Европейского Союза. Так, согласно статье 4 Договора о ЕС, «Союз уважает основные функции государства, особенно те, которые направлены на обеспечение его территориальной целостности».
Рауль Ромева, возглавляющий в каталонской региональной администрации отдел по иностранным делам, считает, что ЕС «может развиваться». По его словам, это «прагматичный и динамичный проект», который «приспосабливается к реальности». Однако в Брюсселе неоднократно указывали на то, что в случае отделения от Испании Каталония не станет автоматически членом Евросоюза. «Каталония не может стать членом Европейского Союза на утро после голосования», — заявлял председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Он подчеркивал, что в случае объявления о независимости Каталонии придется подавать заявку на вступление в ЕС. Отколовшийся регион также потеряет евро как валюту и доступ к внутреннему рынку ЕС.
При этом чтобы заблокировать вступление Каталонии в Евросоюз, будет достаточно, если против выскажется хотя бы одна из входящих в него стран. Нет никаких сомнений в том, что Испания проголосует именно так. К ней могут присоединиться и другие государства, опасающиеся, что случай Каталонии создаст прецедент. Это значит, что и с правовой, и с политической точки зрения у сепаратистов в Барселоне плохие шансы на создание независимого государства.