Президент Украины Пётр Порошенко внёс на рассмотрение Верховной Рады в статусе неотложного законопроект «О создании необходимых условий для мирного урегулирования конфликта в Донбассе». Как ожидается, сегодня к работе над документом приступят профильные комитеты парламента и передадут его в комитет по вопросам национальной безопасности и обороны, а затем его вынесут на обсуждение депутатов.
«Этим законом Верховная Рада Украины в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 85 Конституции Украины одобряет решение президента Украины об использовании ВСУ и других военных формирований для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях и обеспечения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», — сказано в документе.
Кроме того, разрешено привлечение СБУ, службы внешней разведки, государственной службы специальной связи и защиты информации, Нацгвардии, государственной пограничной службы, управления государственной охраны, государственной специальной службы транспорта, МВД, Нацполиции и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты. Непосредственное руководство военными силами и средствами в Донбассе возложено на Объединённый оперативный штаб ВСУ.
В качестве целей государственной политики в Донбассе обозначены освобождение неподконтрольных территорий и восстановление конституционного строя в них; защита прав, свобод и законных интересов граждан Украины, пострадавших в результате «российской агрессии»; укрепление независимости, государственности, обеспечения единства и территориальной целостности украинского государства.
Отдельные районы Донецкой и Луганской областей определены в законопроекте как «временно оккупированные территории Украины», включая сухопутную территорию, внутренние воды и воздушное пространство над ними.. На территории ДНР и ЛНР установлен особый порядок обеспечения прав и свобод гражданского населения: за физическими лицами, независимо от приобретения ими на Украине статуса внутренних переселенцев, и за юридическими лицами закреплено право собственности и другие права на имущество, в том числе недвижимое, включая земельные участки, которые находятся на неподконтрольной Киеву территории Донбасса, если оно приобретено в соответствии с законами Украины.
«Государство Украина не несет ответственности за противоправные действия РФ как государства-агрессора, её Вооружённых Сил, других воинских формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», — сказано в законопроекте.
Верховный Главнокомандующий Украины Пётр Порошенко получает право использовать армию для отпора «российской агрессии» на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
«В случае введения военного положения в отдельных местностях в связи с российской вооружённой агрессией в Донецкой и Луганской областях: в день вступления в силу акта президента Украины о создании военной администрации прекращаются в соответствии с этим законом полномочия: областного совета, его исполнительного аппарата, должностных и служебных лиц местного самоуправления, которые работают в этих органах, — в случае образования соответствующей областной военной администрации», — говорится в документе.
Тайна за семью печатями
Хотя текст документа опубликовали только сегодня, дискуссия вокруг него продолжалась несколько месяцев. Источники украинских СМИ то и дело предавали огласке те или иные положения будущего законопроекта.
По информации издания «Страна.ua», во вторник состоялась непубличная встреча 30-ти парламентариев, заместителя главы Администрации президента Украины Константина Елисеева, представителя Киева в политической подгруппе Контактной группы Ольги Айвазовской и профессора Киево-Могилянской академии Владимира Василенко. Елисеев признался, что текст законопроекта не готов, после чего политики сделали вывод, что документ будут дорабатывать ночью накануне рассмотрения в Верховной Раде.
Заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука пожаловался, что Администрация президента при разработке не учитывала мнение ведомства, а его самого привлекли в качестве консультанта при разработке только первого варианта, который в результате представили группе депутатов как концепцию, а не как законопроект.
«Тот факт, что к разработке документа не привлекали Министерство по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц, свидетельствует о том, что он будет отражать только политическую позицию президента и СНБО, но вряд ли будет включать реальные механизмы по реинтеграции и ресоциализации людей. Порошенко не привлекал к разработке закона другие силы, потому что не хотел утечки информации. Кроме того, документ разрабатывается кулуарно, чтобы все лавры и пиар этой идеи удалось удержать в одних руках, чтобы избежать, в том числе, преждевременной критики», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
По мнению эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексея Попова, у украинских властей не было общей технологии работы над законопроектом, поэтому его могли полностью разрабатывать в Администрации президента и в минимальной степени привлекать членов Кабинета министров. Он также допустил, что представителей министерства не вовлекли в подготовку законопроекта, потому что он направлен на обрубание связей с Донбассом и содержит положения, которые ведомство могло не разделять.
Быть ли особому статусу Донбасса до 2018 года?
Вторая инициатива Порошенко касается продления на год срока действия закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который истекает 18 октября, после того, как закон о реинтеграции Донбасса вступит в силу.
«Сначала продление на год особого статуса отдельных районов Донбасса, которое формально провозглашено, но фактически не действовало, было в переходных положениях, а потом его вычеркнули ручкой, как видно по скану документа, которое опубликовала Сыроид. Если законопроект о продлении закона об особом статусе внесли отдельно, то больше оснований не проголосовать за него, чем в пакете. Порошенко важно принять закон о реинтеграции Донбасса, а по поводу второго законопроекта он скажет, что стремился провести, но Рада не поддержала», — заявил Попов.
Накануне внесения законопроектов заместитель главы фракции «Народный фронт» Виктория Сюмар сказала, что её однопартийцы поддержат предложение о прологации закона об особенностях местного самоуправления в Донбассе, если в его тексте не будет предусмотрено предоставление особого статуса неподконтрольным Киеву территориям.
Депутат от БПП Мустафа Найем уверен, что именно этот пункт станет самым спорным при рассмотрении в парламенте: «Эта норма была введена в сентября 2014 года и уже тогда вызвала большой негатив и сопротивление сессионного зала. Во время голосования Александру Турчинову пришлось выключить табло в сессионном зале, чтобы невозможно было определить, кто и как голосовал».
Минские соглашения превыше всего
Законопроект «О создании необходимых условий для мирного урегулирования конфликта в Донбассе» устанавливает приоритет выполнения Минских соглашений при проведении политико-дипломатических мероприятий по восстановлению территориальной целостности Украины.
«Это будет первый закон Украины, в котором будут упомянуты Минские договорённости. Они указаны в преамбуле документа и в статье 7. Фактически, этим документом мы легализуем Минские договорённости в рамках правового поля Украины. С формальной точки зрения Минские договорённости не могут считаться источником права, в том числе международного, поскольку они не подписывались субъектами международного права. Их подписывали, в том числе, террористы», — заявил Найем.
Бортник констатировал, что на сегодняшний день Комплекс мер, который рассматривается как краеугольный документ по деэскалации конфликта, утратил жизнеспособность: «Минские соглашения заморожены. Более того, «нормандская четвёрка» ослабла. Минские договорённости, к сожалению, так и не заработали — они оказались мертворождёнными из-за недостаточного авторитета, прежде всего, Германии и Франции, которые не смогли оказать достаточного давления на стороны конфликта для реализации «Минска».
Директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев в интервью изданию Ukraina.ru подчеркнул, что было бы правильно и последовательно со стороны украинской власти вначале включить в повестку минских и «нормандских» переговоров вопрос о новых предложениях законодательного урегулирования военного конфликта в Донбассе и предложения по программе реинтеграции. После этого вынести инициативу на рассмотрение в парламенте, тогда всё встало бы на свои места.
«А так у меня ощущение, что просто идёт попытка сорвать существующие переговорные форматы и перехватить политическую инициативу. У украинской власти нет внятной позиции, которая опиралась бы на принцип неконфликтности, политического диалога, национального местного самоуправления, не говоря уже о преодолении гуманитарной и экологической катастроф, к которым привёл конфликт», — сказал политолог.
По мнению эксперта, в июне, когда появилась информация о подготовке законопроекта и полузакрытых экспертных обсуждениях, президент был обязан в своём послании чётко сформулировать свою позицию: как он видит последовательность выполнения Минских соглашений, и нужны ли для этого новые законы, а также формулу, связанную с дальнейшим проведением АТО.
В завершении Ермолаев выразил надежду на урегулирование ситуации в Донбассе: «Я очень надеюсь, что нынешний состав украинский власти, где до сих пор доминирует «партия войны», всё-таки воспользуется шансом тех миротворческих инициатив, которые сейчас обсуждаются в ООН, и речь будет идти о мирной миротворческой миссии. Не надо путать миротворческую миссию с мирострельческой».
Политолог считает, что если говорить просто о снижении уровня конфликта в Донбассе, то всё упрётся в вопрос военного режима, к чему всё пока и сводится. По его мнению, Украине нужен совсем другой формат миротворческого процесса, например, с участием международных гуманитарных организаций, представленных на Украине конфессий, профсоюзов, тогда речь будет идти о миротворческой миссии, что важно – международной и национальной.