На днях Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) признало опасными полеты в некоторых регионах восточной Украины. После чего EASA направило Государственной авиационной службе (ГАС) Украины проект бюллетеня по ограничению полетов в ряде регионов Украины.
В частности, EASA признает опасным полеты в пределах Днепропетровского района полетной информации (Днепропетровского FIR), который покрывает воздушное пространство над аэропортами Харьков, Запорожье и Днепропетровск.
В связи с этим 25 сентября министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян на брифинге заявил о намерении украинского правительства опротестовать решение EASA и подготовке соответствующих документов.
«Нам пока не понятно основание для усиления любых мер безопасности, так как, по нашей информации, ухудшение ситуации не происходит», — заявил министр инфраструктуры Украины.
Решение EASA действительно прозвучало для украинского правительства, как гром среди ясного неба. Такого неожиданного удара от европейских партнеров не ожидал никто. Местные власти требуют от Киева разобраться в ситуации и повлиять на EASA, поскольку ограничение авиадвижения в первую очередь ударит по скудному бюджету данных регионов.
Редактор сайта Avianews Александр Мироненко называет заявление EASA не беспокойством о безопасности авиаперевозок над Украиной, а «планом, направленным на подрыв экономики», отмечая, что вдоль российско-украинской границы, в том числе в районе Луганской области, самолеты продолжают летать: «Если открыть радар рейсов над Украиной, мы увидим парадокс — вплотную к границе летают огромные пассажирские лайнеры, а расстояние там даже меньше чем 50 км. Между Россией и Луганской областью все в маячках».
Хотя решение европейского агентства носит рекомендательный характер, но игнорировать его вряд ли посмеют как европейские, так и украинские авиакомпании, поскольку EASA достаточно серьезная структура в ЕС. Членами данного агентства, базирующегося в Кельне, являются все страны Европейской ассоциации свободной торговли. Агентство также является уполномоченным органом в структурах Евросоюза.
Тем не менее, дело не только в позиции EASA, но в страховых компаниях — они просто откажутся страховать авиарейсы, ориентируясь именно на рекомендации относительно безопасности полетов в конкретном регионе, а незастрахованные полеты могут привести к аннулированию сертификата авиакомпании.
Как комментирует решение EASA эксперт по транспортным системам Украины Сергей Хижняк: «Если документ говорит, что летать опасно, то ни одна авиакомпания не полетит. Ни украинская, ни ЕС, ни турецкие авиакомпании — ни одна авиакомпания не полетит. Мы все помним еще МН-17, когда неправильно оценили риски и все помним, какая трагедия произошла. А теперь представьте себе, если бы перед этой трагедией выпустили бы подобный документ, а трагедия бы все равно произошла. То есть здесь для любой авиакомпании это будут имиджевые и финансовые риски и потом очень много разбирательств, кто же все-таки не запретил эти полеты. Поэтому еще раз повторюсь, если этот документ вступит в силу, то ни одна авиакомпания в эти аэропорты не полетит».
Таким образом, учитывая запрет на авиасообщение с Россией, действующий с 2015 года, введение ограничений еще и со стороны ЕС фактически будет означать «авиа-изоляцию» всей восточной Украины.
Вероятные последствия
В первую очередь, конечно, пострадают все работники, связанные с обслуживанием местных аэропортов и авиалиний. Только в Харькове это около полутора тысяч человек.
Соответственно, в ближайшем будущем можно ожидать сокращения персонала аэропортов и, как следствие, дальнейшего оттока профессиональных кадров из Украины.
Ограничение авиасообщения, естественно, ударит и по туристическому бизнесу — меньше иностранных туристов будет прилетать в Харьков, Днепропетровск и Запорожье, что косвенно повлияет на посещаемость отелей, ресторанов и туристических объектов.
Естественно, жителям Харькова и Днепропетровска придется ехать наземным транспортом в Борисполь, чтобы вылететь заграницу, а пассажиропоток Харьковского аэропорта в 2016 году — 600 тыс человек, Днепропетровского — 284 тыс, аэропорта Запорожья — 275 тыс.
Кроме того, предприятия данных регионов частично потеряют свою привлекательность для иностранных инвесторов. Существенно усложнится также проведение международных мероприятий, конференций, а также футбольных матчей международного уровня.
Как говорится в обращении депутатов харьковского горсовета: «В случае принятия данного документа авиасообщение между Харьковом и другими странами будет прекращено, таким образом, Харьков окажется в авиационной изоляции».
Депутаты горсовета города Запорожье не менее обеспокоены: «Последствия реализации этой инициативы EASA будут более чем печальны, как для КП «Международный аэропорт Запорожье», так и для Запорожского региона в целом, поскольку закрытие единственных воздушных ворот области приведет к существенному снижению инвестиционной активности в городе и регионе в целом», — говорится в обращении запорожского горсовета.
Серьезно пострадать может также авиакомпания МАУ (Международные Авиалинии Украины) Игоря Коломойского, которая преимущественно использует самолеты на условиях лизинга, а рекомендации EASA приведут либо повышению суммы страховки (в том числе для внутренних рейсов), либо к отказу страховать рейсы.
Косвенные последствия для имиджа страны, над которой опасно даже пролетать и, соответственно, возможностей развития туризма, оценить просто невозможно. В данном контексте заявление премьер-министра Гройсмана от 26 сентября о том, что Украине необходимо увеличить долю туризма в ВВП, можно рассматривать, как неудачную шутку.
Почему сейчас?
Чиновники министерства инфраструктуры недоумевают по поводу возможных причин решения EASA. Как говорит бывший глава авиадепартамента Мининфраструктуры Украины Андрей Ярма: «Подобное решение EASA выглядит несколько странным, так как зона над АТО и так закрыта, а боевые действия проходят на расстоянии 200 и более километров от аэропортов Днепровского FIR».
Обычно данное агентство закрывает воздушное пространство по следующим причинам: техногенная катастрофа или начало военных действий. Однако боевых действий в Харьковской и Днепропетровской области на данный момент не ведется. Серьезных техногенных катастроф в регионе, к счастью, тоже не было (по крайней мере, недавно). Даже в период активных военных действий на Донбассе в 2014 году небо над этими областями закрывали только на две недели и по просьбе СБУ.
Тем не менее, США, в отличие от ЕС, так и не решились пустить свои самолеты в данный регион. Запрет Федерального управления гражданской авиации США (FAA) на авиарейсы американских авиакомпаний в Днепропетровск действует с декабря 2014 года. Недавно США продлили запрет до октября 2018 года, учитывая возможные риски и вероятность катастрофы.
Не исключено, что EASA обладает большей информацией о причинах трагедии малазийского лайнера MH17 в 2014 году, который на момент катастрофы вели днепропетровские авиадиспетчеры или у них имеется информация о вероятности техногенной катастрофы или начале военных действий в регионе.
Как отмечает бывший глава Госавиаслужбы Денис Антонюк: «Нужно понимать, на основании чего EASA приняла такое решение. Возможно, у них есть какие-то данные разведки или военных. Тогда надо будет реагировать и выполнять всем».
Скорее всего, аэропортам востока Украины действительно придется сокращать персонал или даже закрываться совсем, по крайней мере до тех пор, пока ситуация на Украине не стабилизируется. Однако, как оказывается, речь может идти не только о восточных регионах: 27 сентября власти Украины были вынуждены временно закрыть воздушное пространство и над Винницкой областью вследствие пожара на складе в Калиновке. EASA может сделать соответствующие выводы на основе также этого инцидента.
Пролетать над Украиной стало просто небезопасно.