Этот странный закон принимался сроком на 10 лет, но был отменён уже через год, а вместе с ним был окончательно утрачен шанс выйти из российско-украинского конфликта с минимальными потерями.
Предложенный Порошенко закон через Раду шёл туго: летом 2014 года на востоке страны шли яростные сражения и парламентарии вполне искренне не понимали, зачем нужно принимать закон об экономическом статусе территории, которую Киев вообще никак не контролировал. Свежеизбранному тогда Порошенко пришлось применить весь свой авторитет и влияние, чтобы добиться от парламента желаемого. Однако при том, что закон подписан Порошенко 4 сентября 2014 года, он был опубликован и вступил в силу лишь в конце сентября. Задержка с официальной публикацией связана с глубочайшим психологическим шоком, которое испытало украинское общество после военного поражения (бои под Иловайском закончились 3 сентября) и необходимостью выдержать хотя бы некоторое, более-менее приличествующее трауру время.
Согласно опубликованному закону Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» на неподконтрольном Киеву полуострове как бы вводился особый правовой режим, не взимались обычные налоги и сборы в пенсионный фонд, физические и юридические лица из Крыма приравнивались к налоговым нерезидентам, и самое главное — товары из Крыма считались товарами украинского происхождения и получали право свободного ввоза на территорию Украины.
Закон давал широчайшие возможности для неафишируемого экономического сотрудничества Украины и Крыма, в более узком смысле — перебрасывал сверхприбыльный канал сообщения между олигархическими кланами России и Украины. Вероятнее всего, это и было главной целью усилий господина Порошенко, традиционно укрытых шелухой ультрапатриотической риторики. Перемещение российских и украинских товаров под видом крымской продукции на территорию Украины в обход таможенных правил, освобождённые от налогов компании и прочие преференции — это широко открытые ворота для экономического взаимодействия, попытка обрести понимание актуального статуса Крыма в новых условиях.
Идея о свободной экономической зоне в Крыму была быстро подхвачена российской стороной и 1 января 2015 года в Крыму и Севастополе (уже согласно законодательству РФ) были созданы две отдельных СЭЗ, которые действуют доныне и дают своим резидентам многочисленные льготы, например, до 80% экономии на налоговых отчислениях. Наложение законодательства двух стран о льготных режимах на одной территории давали заинтересованным сторонам небывалые возможности для налаживания взаимовыгодного сотрудничества и значительный грузопоток товаров энергично пошёл в обе стороны границы.
Однако компромисс вокруг Крыма как объекта взаимного экономического притяжения и определённая разрядка напряжённости, наступившая после поражения украинской армии в зимней кампании 2015 года и «Минска-2», явно не устраивали те силы на Украине и за её пределами, которые требовали продолжения конфликта и полного разрыва с Россией. 20 сентября 2015 года — аккурат к годовщине подписания документа — «партия войны» и её боевики при поддержке активистов меджлиса начали блокаду границы с Крымом, публично заявленную ими как протест против любой торговли с «агрессором» и украинского закона о свободной экономической зоне «Крым» в целом.
Насильственный разрыв торговых отношений между полуостровом и Украиной в результате жёсткой блокады сделали закон об украинской СЭЗ полностью нежизнеспособным. С 20 по 22 ноября радикалами дополнительно был осуществлён подрыв четырёх опор ЛЭП и на полуострове наступил знаменитый блэкаут. 23 ноября 2015 года правительство Украины, прогнувшись под требования националистов, объявило о введении временного запрета на передвижение грузового автотранспорта через границу с Крымом, а 16 декабря приняло решение о полном запрете поставок товаров и услуг в Крым и из Крыма. Крохотный шанс на нормализацию отношений, если таковой и имелся, был окончательно утрачен. Потерявший даже видимость свободы манёвра Порошенко покатился вниз по всё более сужающемуся коридору возможностей, ведущему Украину в абсурдную реальность сегодняшнего дня.
Была ли эта история попыткой сговориться на экономической основе о форме улаживания военно-политического конфликта вокруг юрисдикции полуострова, скажем, путём создания зоны совместной экономической деятельности? Абсолютный цинизм и продажность нынешней украинской власти вроде бы и давали такой шанс, но миром правят не только деньги — пора бы эту истину усвоить и российским «прагматикам».
Пассионарный украинский национализм с его людоедскими «идеалами», который (при очевидной поддержке извне) навязывается правительству толпой радикалов, перевесил соображения элементарной выгоды, даже вопреки жажде наживы и инстинкту самосохранения украинского олигархата. И значит, проблема Крыма на данный момент не имеет прагматичного решения и дальше будет отравлять отношения двух стран. Во всяком случае, пока Украина официально не откажется от своих претензий на полуостров (что на данный момент абсолютно нереально), либо не будет заново переучреждена в своих новых государственных границах.