Можно считать, что внешнеполитическое ведомство Америки окончательно определилось в своем отношении к этому вопросу, выбрав наиболее жесткий, антироссийский вариант. Российская инициатива, по словам Волкера, интересна, но в предложенном виде она «еще больше разделит Украину». Американский чиновник назвал три задачи, которые могут выполнять «голубые каски» в зоне конфликта. Все они в точности совпадают с высказанными ранее различными украинскими политиками, включая Петра Порошенко, пожеланиями.
Во-первых, контингент ООН должен отвечать за безопасность на всей территории конфликта. Во-вторых, в зону его ответственности и контроля следует передать российско-украинскую границу. В-третьих, обязанностью миротворцев станет хранение и мониторинг тяжелого вооружения. Кроме того, Волкер поддержал Киев, заявив, что во время планируемого посещении сепаратистских регионов, он не намерен встречаться и вести переговоры с так называемыми главами республик: «Это не независимое восстание этнического сегмента и не гражданская война. Здесь есть внешняя сила, которая использует местное население как прикрытие. Они как раз хотят от нас, чтобы мы вступили в переговоры с людьми, которые ничего не решают. Это освобождает Россию от какой-либо ответственности. Но нам нужны стратегические решения», — сказал спецпредставитель Госдепартамента.
То есть по умолчанию полностью отрицается возможность каких бы то ни было переговоров с властями народных республик, в том числе и по вопросу о вводе миротворческого контингента. Российский сенатор Алексей Пушков в своем твиттере уже предупредил Волкера, что его миссия на Украине может «закончиться бесславно». По моему мнению, «может закончиться» — это просто фигура речи, поскольку в реальности Волкер уже наговорил столько всего разного о положении дел в курируемой им теме, что Москва едва ли воспринимает его как договороспособную фигуру.
Тем не менее, важно понимать, что, дав своему спецпредставителю карт-бланш на огласку предельно жесткой позиции, Госдепартамент США заранее сделал очевидным свое решение в ходе голосования по российской резолюции в Совете Безопасности ООН. Американский представитель, а скорее всего и Великобритания с Францией, заблокируют вариант, предложенный Москвой. Если же проанализировать высказывания Волкера, то становится понятно, что он, как и Порошенко, поддерживает совершенно иной сценария участия миcсии ООН в конфликте. Речь не идет о наработанной практике в формате так называемого поддержания мира, когда «голубые каски», получив на то согласие всех сторон, становятся разделительной силой на линии соприкосновения. Владимир Путин, кстати, предложил как бы даже существенно понизить миротворцев в звании, сузив их функцию до элементарного охранения сотрудников ОБСЕ. Это предельно облегченный вариант миссии, который в идеале должен был устроить всех. Но не устроил.
Итак, в каком случае возможен ввод миротворцев без получения согласия от «сепаратистов». Такой весьма сомнительный формат участия миссии ООН в конфликте тоже существует. Он носит весьма лукавое название «принуждение к миру». Примерами таких операций являются действия НАТО в Боснии в 1995-ом, бомбардировки Югославии в 1999-м в связи с конфликтом в Косово и российско-грузинский конфликт в Южной Осетии в 2008-ом.
Такая операция нереализуема в принципе. С одной стороны, для ее одобрения требуется резолюция Совета Безопасности, на которую Россия и Китай вне всяких сомнений наложат вето. Чисто теоретически можно представить, что США в обход ООН вдруг принимают решение принуждении «сепаратистов» к миру и пытаются подписать под это сомнительное мероприятие европейских союзников по НАТО. Едва ли кто-то, да и сама Америка тоже, всерьез рассматривают перспективы подобных действий, поскольку попытка усмирить военной силой ДНР и ЛНР вне всяких сомнений будет пресечена Россией, которая обеспечивает определенный уровень защиты двум самопровозглашенным республикам. К такой войне Запад не готов в принципе, поэтому уже сейчас можно забыть теме миротворцев раз и навсегда. Ни с какого боку компромисс в этом вопросе не просматривается, а конкурирующие проекты резолюции — российская и украинская — будут со стопроцентной вероятностью заблокированы постоянными членами Совета Безопасности с правом голоса. В одном случае — представителями Запада, в другом — Китаем и Россией.
Теперь уже можно помахать этой, казавшейся весьма плодотворной перспективе, ручкой и возвращаться к надоевшему, «нормандскому формату» и блокируемому Украиной соглашению «Минск-2». Волкер сообщил о намерении в октябре снова встретиться с помощником президента России Владиславом Сурковым. Это произойдет как раз после провала российского проекта резолюции, а значит, тема их беседы плавно обогнет вопрос о миротворцах и опять упрется в необходимость выполнения пунктов Минского соглашения.
Это ни хорошо, ни плохо. Москва точно отдавала себе отчет в то, что делала, предлагая собственный вариант размещения «голубых касок» в зоне украинского конфликта. То, что Киев и поддерживающие его западные столицы торпедируют российский проект, я думаю, было ясно с самого начала. Задача была — продемонстрировать, что Россия готова обсуждать вопрос, но предлагает собственные, не такие уж и невыполнимые условия ввода миротворческих сил. Но на нет и суда нет. Оба проекта резолюции будут заблокированы, следовательно, придется возвращаться к уже прописанной программе действий, которым, как неоднократно говорил Путин, нет альтернативы.