Повышение рейтингов Киева и Харькова Международным рейтинговым агентством Moody's и улучшение прогнозов по ним со «стабильного» до «позитивного» представляется в провластных украинских СМИ как очередная «победа». Так ли это — разбиралась Ukraina.ru.
Рейтинг Киева повысился с Са до Саа3, прогноз по рейтингу также изменен со «стабильного» на «позитивный». В свою очередь, рейтинг Харькова повышен с Саа3 до Саа2, прогноз также улучшен со «стабильного» на «позитивный».
Повышение рейтинга городов последовало за повышением рейтинга Украины по обязательствам в украинской и иностранной валюте с Саа3 до Саа 2 с изменением прогноза со «стабильного» на «позитивный». Повышению рейтинга Украины публично радовался украинский президент Петр Порошенко.
«За последние два с половиной года рейтинговое агентство Moody's Investors Service повысило кредитный рейтинг Украины с Саа3 («негативный» в марте 2015-го) до Саа2 («позитивный» в августе 2017-го)», — хвалился Порошенко на своей странице в Facebook.
Пиар на пустом месте
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в комментарии Ukraina.ru отметил, что в действительности радоваться особо нечему — фактически это повышение рейтинга означает, что Украина как находилась в преддефолтном состоянии, так в нем и осталась, разве что прогноз сменился со «стабильного» до «позитивного».
«То есть, есть ожидания, что могут быть какие-то позитивные подвижки. Но это точно не рейтинг ААА, и даже не инвестиционный уровень. Украина находится на 4-й ступени ниже инвестиционного уровня по рейтингу Moody's, а по рейтингам Fitch и Standard&Poors — на 5-й ступеней ниже инвестиционного уровня», — подчеркивает Устенко. Простыми словами, означенное изменение рейтинга инвестора на Украину не заманит.
Долговые обязательства с рейтингом Caa считаются обязательствами очень низкого качества и подвержены очень высокому кредитному риску. Добавление цифры 1 к этому буквенному обозначению показывает, что данное обязательство находится в верхней части «дефолтной» рейтинговой категории, цифры 2 и 3, соответственно, показывают более низкий уровень надежности таких обязательств.
Для сравнения, аналогичные рейтинги Москвы и Санкт-Петербурга находятся на значительно более высоком уровне.
18 августа текущего года Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Москвы на уровне «ВВ+»; прогноз — «Позитивный». 21 августа агентство Fitch Ratings подтвердило российской столице долгосрочный кредитный рейтинг эмитента на уровне «ВВ+». Прогноз изменения рейтинга — «позитивный».
Международный кредитный рейтинг Moody's Санкт-Петербурга находится на уровне Ваа1, Fitch Ratings — ВВВ-, оба со «стабильным» прогнозом. Аналогично обстоят дела и с общероссийскими кредитными рейтингами. К примеру, международное рейтинговое агентство Fitch весной подтвердило суверенный кредитный рейтинг РФ на инвестиционном уровне BBB- со «стабильным» прогнозом.
Оба рейтинга, несмотря на риски, уже являются так называемыми «рейтингами инвестиционного уровня».
Куда движется экономика
По словам Порошенко, главными факторами, приведшими к повышению суверенного рейтинга, были «структурные реформы», в частности в газовом секторе, реформа публичных закупок, изменения в системе налогообложения и управления НДС, а также «трансформация банковского сектора», в результате которой в Лету канули более 80 украинских банков, в том числе крупные.
Но рассказы Порошенко о «структурных реформах» не вводят в заблуждение иностранных партнеров Украины. Так, глава представительства ЕС на Украине Хуг Мингарелли совсем недавно обвинил Верховную Раду в блокировании необходимых стране реформы. По его словам, в украинском парламенте много людей, которые защищают собственные интересы и блокируют процесс реформ. Более того, он обвинил украинских политиков в антиевропейском лоббизме.
«Когда мы пытаемся проверить гармонизацию украинского законодательства с ЕС, мы понимаем, что в профильных министерствах законопроекты уже созданы, они зарегистрированы в Раде, но глава комитета Рады решил не продвигаться вперед из-за наличия собственных интересов, и он не хочет содействовать реформам», — отмечал Мингарелли.
Олег Устенко отмечает, что в действительности главные причины незначительного повышения кредитного рейтинга страны более прозаичные.
«Миссия МВФ должна приехать в сентябре, и есть ожидания, что Украина сможет обслуживать свои внешние обязательства. Вот из-за экономического роста и из-за возможного продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом, скорее всего, и поднят этот рейтинг», — полагает Устенко.
При этом он обратил внимание на то, что экономический рост Украины наблюдается лишь на фоне масштабного падения 2014-15 годов, и на уровень «до Майдана» она выйдет весьма нескоро. То есть, рост обусловлен не столько тектоническими реформаторскими подвижками, сколько низкой стартовой базой сравнения.
«В 2016 году экономика показала рост 2,5%, в этом году покажет минимум 1,5%. Позитивные прогнозы на 2018 год — тот же Мировой банк говорит о 3,5% роста. Уровня 2013 года ВВП Украины, конечно, не достиг, потому что в 2014-15 годах украинская экономика упала больше, чем на 15%. И до 2018 года она не поднимется до уровня 2013-го. Для этого фактически необходимо еще 5 лет такого роста, который прогнозируется на следующий год, только тогда Украина поднимется до того уровня, с которого мы упали», — подчеркивает Олег Устенко.
Поэтому и повышение кредитных рейтингов Украины также является относительным — в сентябре 2013 года те же Moody's установили кредитный рейтинг Украины на более высоком, чем сейчас, уровне Саа1.
Тотализатор на украинском ВВП
Повышение кредитных рейтингов Киева и Харькова вызывает особенный интерес в связи с тем, что их муниципальные долги были участниками знаменитой программы реструктуризации внешнего украинского долга от американского легионера украинского Минфина Натальи Яресько, договорившейся о списании $3,6 млрд обязательств Украины.
«Почему важно посмотреть рейтинги Киева, Харькова и Одессы? Эти три города выпустили муниципальные бонды на крупные суммы, и эти бонды были реструктуризированы — в первую очередь это касается Киева и Одессы — в рамках тех $15 млрд европейских бондов, выпущенных Украиной», — отмечает Устенко.
Однако в действительности по соглашениям Яресько украинское правительство взяло на себя обязательства в 2021-2040 годах, то есть в течение 20 лет, выплачивать кредиторам дополнительные средства, если номинальный ВВП страны превысит $125,4 млрд. По данным МВФ, этот показатель достигнет требуемой величины к 2019 году.
Если с 2021 года рост ВВП Украины будет составлять 3-4%, кредиторы получат 15% этого прироста, а если рост ВВП превысит 4% — 40% от прироста свыше 4%. Если предположить, что экономика будет показывать рост на уровне 7-8%, кредиторы смогут дополнительно к процентам и телу кредита получать около $3-4 млрд в год.
Как считает Устенко, у Украины до недавнего времени была возможность избежать такого сценария, однако бездействие властей поставило на ней крест. После повышения рейтинга резко увеличилась стоимость ценных бумаг, которые были выпущены в рамках «реструктуризации от Яресько».
«Для меня было бы четким сигналом, если бы украинское правительство попыталось купить эти деривативы, эти ценные бумаги, которые есть сейчас на рынке, пока на них была не очень большая цена. Еще недавно можно было покупать их с дисконтом чуть ли не 50 центов на каждом долларе — тогда надо было их выкупать, а не дожидаться, когда они подойдут к тому, что за $1 их номинальной стоимости будут давать столько же живыми деньгами. То есть, чем быстрее бы их выкупили, тем было бы лучше. Однако их не выкупили по скидочной цене, которая была. Это означает, что гораздо больше денег, чем те $3,6 млрд, которые списали по евробондам, придется отдавать спекулянтам».