Начинает действовать зона свободной торговли с Канадой и это, разумеется, прорыв. Наш премьер даже поспешил заявить, что она «открывает для Украины новые рынки и новые возможности, которыми мы уже начинаем пользоваться». Хотя Яценюка, который ездил финализировать соглашение в 2015 году, поблагодарить как-то забыл.
Действительно, на первый взгляд выглядит прорывом. Канада в процентах отменяет пошлины на больший объем импорта, чем Украина; канадские преференции для продуктовых и ряда промтоваров будут внедряться не сразу, а на протяжении переходного периода до 7 лет; теоретически есть вероятность того, что канадцы разместят у нас свои производства с связи с вхождением в европейский рынок сразу следом.
Последнее сразу вычеркиваем: надежды никогда не пополняли бюджет и не давали работу. Что же касается товарообмена, то мы его как-то затрагивали. В прошлые годы основу украинского экспорта составляло сырьё (кто бы сомневался), где на первом месте стояла медь. До 2014 года мы продавали на $86 млн, а покупали на $214 млн. Почему? Ответ прост, как дверь: потому, что у Канады более мощная экономика. Она производит больше товаров.
Все эти «уступки Украине» выглядят совсем по-другому, если узнать, что в перечне канадских товаров, с которых снимаются пошлины в рамках ЗСТ — 373 страницы, а украинских — всего семь. Конечно, если снять пошлины все разом, Украину просто завалит замечательным заморским импортом. Причем в этом интересном списке — товары с высокой добавленной стоимостью. Тракторы разной мощности (нам же свои производить незачем, правда?), авиационная техника, спутники, судовые турбины, оборудование для атомной отрасли, лекарства. Кроме того, Канада уже великая аграрная держава, она не собирается ей быть. Поэтому будет продавать нам и продукты питания. А с нашей стороны есть надежды все же впарить канадцам еще немного украинского меда, сыра, сырого леса (они же свой не пилят, берегут), металла, а также, конечно, шоколада.
При этом следует учитывать, что Канада не за углом и мой личный бизнес-опыт чешет затылок: а как насчет логистики? Ликующее министерство и лично Гройсман про это ничего не говорят. Канадцы знают, что делают: подписав соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Европой, они могут гнать свои товары к нам как бы заодно. Порт доставки все равно общий. У них — продолжение рынка на Восток. А у нас квоты тут и квоты там, а спутники больше не делают. Извините.