Вчера, во вторник, экс-премьер Украины и лидер партии «Народный Фронт» Арсений Яценюк на торжественном заседании правительства высказался за «смену системы административного управления, которая бы предполагала восстановление баланса власти в стране, формирование института президента как национального арбитра, который находится над процессом». То есть — за конституционную реформу, которая предполагает расширение полномочий парламента и правительства и сокращение полномочий главы государства.
Проще всего трактовать такое заявление как иллюстрацию нынешнего изменения отношений в треугольнике Президент — Рада — Кабмин. Так, правительство Владимира Гройсмана сейчас в большей степени опирается на «Народный Фронт», чем на БПП, что было заметно по голосованию за изменения бюджета, который первая из упомянутых фракций поддержала гораздо активнее второй.
Однако усиление влияния на правительство — это лишь средство, которое нужно для решения главной цели Яценюка и его партии: сохранения политической перспективы, которой мешает стойкий нулевой рейтинг этой политсилы. Лежащий на поверхности вариант — раскол БПП и поход на выборы во главе с нынешним премьером не является перспективным при сохранении нынешней модели власти. По уровню недоверия в обществе Гройсман немногим уступает своему предшественнику, но объединение легко повлечет негативную синергию.
Впрочем, до выборов Рады еще далеко. Имею в виду — очередных. Заявление Яценюка — это фактическое опровержение слухов о том, что в администрации президента хотят досрочные выборы этой осенью, поскольку дальше экономическая ситуация еще больше ухудшится, что потянет вниз и рейтинг власти. Я всегда не доверял этим слухам, так как соцопросы показывают, что в будущей Раде окажется крайней трудно, а может и невозможно, сформировать пропрезидентское большинство. А в условиях непокорного парламента Порошенко, напротив, будет терять админресурс, что еще больше осложнит его положение на президентских выборах.
Если бы Петр Порошенко сейчас нуждался в перевыборах Рады, то вряд ли Яценюк выступал бы с высказываниями, создающими повод для них, а значит и для ликвидации присутствия «Народного фронта» в парламенте.
С другой стороны — просто «троллить» президента Яценюку не интересно, ибо не дает никакой выгоды. На самом деле его партия и глава государства — союзники. Да, в их отношениях немало проблем, но степень противоречий часто раздувают. Поэтому о конституционной реформе говорится всерьез, а поскольку 300 голосов в парламенте без БПП — это утопия, то безусловно президенту пытаются объяснить выгоду от такой реформы. Кстати, не так давно были утечки информации, что глава МВД Арсен Аваков высказывался за подобную реформу как раз на совещании у главы государства.
Альтернатива всенародных выборам
Но для Порошенко выгода от реформы реально есть. Так, перспектива его переизбрания всенародным голосованием сомнительна. Но последовательный переход к парламентской республике по логике должен предполагать отказ от всенародного избрания президента. Если в Раде будут голоса под конституционную реформу, то конечно будут голоса и под избрание Порошенко.
Таким образом, он продлит свое пребывание в должности. Правда, не продлит многие полномочия. Однако речь идет лишь о полномочиях юридических. Реальные полномочия главы государства во всем мире во многом определяются не писаной конституцией, а так называемым конституционно-правовым обычаем. Так, у президента Франции на самом деле полномочий не так много, но при наличии парламентского большинства он однозначно — главная фигура в стране. При наличии у Порошенко крупнейшей фракции, у него останутся немалые возможности влиять на ситуацию. А если будущий парламент окажется таким, как предсказывают соцопросы, то у него также сохранятся немалые возможности для манипуляций, ибо раздробленность Рады — это предпосылка заинтересованности депутатов во внешнем арбитраже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Погребинский: Гройсман и Яценюк играют против Порошенко
В случае избрания президента парламентом большая раздробленность парламента после следующих выборов будет почти предопределена. Но вот при всенародных выборах мы будем наблюдать тот же эффект, который имеет место и во Франции, где депутатов избирают сразу после главы государства: партия новоизбранного президента получает большую дополнительную поддержку за счет всех прочих политических сил. Здесь играют роль и доверие к новому главе государства, которое всегда на максимуме после выборов, и желание обеспечить единство ветвей власти. Бесспорно, если бы на Украине в 2014 году Раду переизбрали бы не через пять месяцев после инаугурации Порошенко, а через два-три, результат БПП был бы гораздо лучше.
И знание об этом эффекте будет мотивировать к избранию президента парламентом все политические силы, которые сомневаются в победе своего кандидата на всенародных выборах.
Бенефиты для партии с нулевым рейтингом
Но чем выгодно избрание президента Радой для «Народного фронта»? Так, при этой модели проще продлить полномочия нынешнего парламента. Я уже подробно писал, как можно сохранить полномочия и президента и Рады благодаря военному положению. Так фракция «НФ» продлила бы свое существование как вторая сила в ВР. А если такое положение объявляет глава государства, избранный на свой пост парламентом, то исчезают аргументы о том, что он это делает для узурпации личной власти чтобы избежать выборов.
Кроме того, сейчас создается впечатление, что именно Гройсман выступает большим проводником политики Запада, чем Порошенко (например, лоббирует продажу земли, тогда как президент хочет отложить ее). Значит, по прагматическим мотивам Запад спокойно отнесется к военному положению, однако оно вряд ли сможет длиться годами.
Кроме того, неизвестна и технология конституционной реформы. Так, еще в начале прошлого года, когда над головой премьера Яценюка стали сгущаться тучи, то и он сам, и Аваков поддержали созданный активистами Майдана законопроект «О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины».
Гройсман проходит в дамки
Согласно ему новый Основной закон разрабатывается, минуя Раду, специальным конституционным собранием и утверждается на референдуме. Среди 11 внесших этот проект депутатов — все были членами тогдашней коалиции, но не было ни одного близкого к Порошенко. А тогдашний спикер Владимир Гройсман, в чьей лояльности главе государства еще нельзя было сомневаться, противился регистрации законопроекта, так как действующая конституция не предполагает механизмов своей ликвидации и замены новой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Владимир Гройсман: Экономика не падает — уже хорошо
Но в итоге проект зарегистрировали, и он присутствовал в повестке дня нынешней сессии. А то, что о нем не вспоминали, еще ничего не значит. Замена конституции по такой технологии выгодна для продления полномочий и президента, и парламента. Дескать, лучше подождать, пока конституционное собрание завершит работу, и выбирать главу государства и Раду под новые полномочия. Когда же поправки будут утверждены, то на выборах новая Конституция станет козырем «Народного фронта», дескать, партия помогла реализовать идею Майдана.
Если после конституционной реформы Гройсман действительно окажется первым лицом в государстве, он уже будет формировать партийный список на парламентские выборы, который сам и возглавит, а в списке, конечно, окажутся ключевые «фронтовики». При этом такие вопросы как название партии или формального слияния БПП и «НФ» будут третьестепенными.
Да, недоверие к нынешнему премьеру от его сближения с фронтовиками только увеличится. Однако если персонификацией власти для общества станет именно Гройсман, а не Порошенко, то его список получит голоса тех людей, которые всегда голосуют за власть, а значит — созданное с его именем на устах политсила пройдет в Раду.