Еще в марте чиновники Министерства инфраструктуры Украины обнадеживали, что первые рейсы начнутся летом 2017 года. У многих уже были куплены билеты в европейские города из Львова, который успел подписать договор с перевозчиком.
Но вместо ожидаемого старта 10 июля коммерческий директор ирландского авиагиганта Дэвид О'Брайен заявил: «Мы сожалеем, что киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций».
В то же время, WIZZAIR, AirBaltic, Lot Polish Аirlines и другие компании лоукостеры работают на Украине много лет. Что же или кто не дал ирландцам покорить воздушное пространство Украины?

Коммунальный собственник
Сегодня из украинских аэропортов можно недорого улететь во многие города мира. Так, венгерская WIZZAIR, которая в 2015 году ликвидировала свое украинское отделение все равно, как ни странно, осталась с украинцами. Только теперь пассажиров обслуживает напрямую без участия своего дочернего филиала. Последний, кстати, мог похвастаться парком из 4 Аэробусов А320-232. Полетать с венгерской бюджетной компанией, например, в Лондон стоит всего 80 дол.
Не отстает от них и турецкая компания Pegasus Airlines. Еще в 2010 года турки предложили украинцам поездки в Европу и Грузию по цене чуть более 100 дол. А после введение безвизового режима между Украиной и Турцией (2012 год) авиаперевозки получили дополнительный стимул развития. Спустя год после «турецкого безвиза» в воздух поднялся первый рейс на Стамбул (2013 г.). Через два года пассажиропоток вырос на 680%: с 7850 до 61 235 пассажиров в 2015 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За Ryanair: глава Минтранса готовит увольнение директора «Борисполя»
Все это «экономическое чудо», несмотря на обнадеживающие цифры, происходит, как ни странно, на старой советской инфраструктуре. Так, по словам руководства аэропорта «Херсон», взлетно-посадочная полоса не реконструировалась еще со времен СССР. Стоимость работ оценивается в 8 млн. дол. Еще в 2006 году это коммунальное предприятие получило статус «международный аэропорт». Несмотря на статус, воздушные ворота Таврии не функционировали и представляли собой типичное заброшенное здание советской постройки.
Развитие воздушных перевозок так же сковывает и отсутствие специального навигационного оборудования. Денег в областном бюджете для этого перспективного коммунального предприятия — не предусмотрено.
Тем не менее, турки закрывают глаза на это и летают, обещая поставить на рейсы уже более крупные Airbus 321, вместо Airbus 319.
Частный собственник
Еще один пример — аэропорт «Ивано-Франковск». Это предприятие является одним из немногих работающих в этой области.
По логике вещей, частный собственник (предприятие передано в концессию ООО «Скорзонера») должен инвестировать в это предприятие немалые деньги, чтобы получать прибыль.

В то же время, весьма типичная ситуация в «Ивано-Франковске» на таможенном досмотре:
— Вот, билет.
— Пробачте, вам треба зареєструватись.
— !!!??? Так, вот же!
— В нас не працює система електронної реєстрації. Поверніться та зареєструйтесь.
XXI век, а система электронной регистрации попросту отсутствует. Да, у вас может быть распечатанный билет с указанным местом на борту, но это никого не беспокоит. Элементарное оборудование попросту отсутствует. Так же, как и отопление зимой, включая услуги кафе и магазинов. Чашка горячего чая была бы весьма уместной. Ведь зимой из оконных щелей задувают пронзающие ветра.
Несмотря на отсутствие элементарного сервиса: в 2016 году услугами аэропорта воспользовались свыше 30 тыс. пассажиров, что составляет примерно 15% от населения города. Так же Turkish Airlines хотел воспользоваться спросом на авиаперевозки во Львове. Турецкая компания открыла рейс на Стамбул в 2016 году, но устаревшая взлетно-посадочная полоса попросту стала разрушаться из-за современного Airbus А 319. Рейс закрыли.
Государственный аэропорт
Главным и объективно лучшим аэропортом Украины считается «Борисполь». Именно отсюда в 30 км. от столицы осуществляются все основные авиаперевозки и базируются самолеты президента и правительства. Именно этот аэропорт назвали виновным в том, что украинцы не увидят дешевых билетов по 20-30 евро от компании Ryanair.
Напомним, что аэропортовый сбор, который лоббировали ирландцы составлял 7,5 дол. Руководство государственного аэропорта настаивало же на своей цене в 17 дол., аргументируя это тем, что не может пойти на уступки в обход уже существующих нормативно-правовых актов.
Если честно, то на практике аэропортовый сбор «бориспольцев» вряд ли помогает пассажирам почувствовать себя хоть немного комфортнее.
Представьте, что вы прибываете на свой рейс в киевский аэропорт за 2 часа. В руках у вас билеты базовой для аэропорта авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» (МАУ). Табло указывает, что ваша регистрация проходит сразу у десяти стоек. По логике вещей, вы успеваете сходить в Duty Free и выпить чашечку кофе напоследок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему не взлетел Ryanair
На поверку оказывается, что с целью экономии компания проводит регистрацию сразу пяти рейсов: Минск, Тель-Авив, Прага, Рим и Париж. Каждый из них отправляется с разницей в 5-10 минут.
В довершение ко всему: три стойки не работают по разным причинам.
Для сравнения, лучший аэропорт СНГ «Казань» (по версии Skytrax) установил аэропортовый сбор в размере 9,50 дол.
«Ждуны» из правительства
Неизвестно, по каким причинам Министерство инфраструктуры решило предлагать Ryanair именно «Борисполь» с его высокими тарифами и тесной связью с авиакомпанией МАУ, принадлежащей олигарху Валерию Коломойскому.
Ведь в наследие от СССР Украина получила десятки других аэропортов. Только в 130 километровой зоне от украинской столицы есть 6 действующих аэропортов: «Киев/Антонов-1», «Киев/Антонов-2», «Киев» (Южный), «Белая Церковь», «Озерное», «Житомир-Смоковка».
Все эти аэропорты находятся действительно не в лучшем техническом состоянии, а может быть даже хуже, чем уже упомянутые «Херсон» и «Ивано-Франковск».
Чтобы привести морально и физически устаревшую инфраструктуру согласно всем международным требованиям еще в 2013 году была принята «Государственная программа развития аэропортов до 2023 года».
Программа действует и сегодня, но после прихода европейских реформаторов ее реализация откладывалась из года в год на фоне постоянных прогнозов прихода одной из самых дешевых авиакомпаний мира.
«Сейчас мы готовимся внести изменения в Постановление № 714 об изменении механизма финансирования. Если мы это сделаем, тогда нам удастся получить 700 млн. грн (28 млн. дол. — прим. ред.) на финансирование реконструкции аэродромов. Мы оптимисты и я думаю, что в этом году мы получим эти деньги», — говорит представитель Министерства инфраструктуры Украины Галина Дурмуш.
Так же с оптимизмом еще с 2013 года велись переговоры и о заходе авиакомпании Ryanair. Высокие требования компании, в отличии от других лоукостовых авиакомпаний, были известны. Но вот действительно неизвестно: что или чего ждали чиновники последние 3 года.