Драка на бульваре
17 апреля, в центре Одессы, на Александровском проспекте появилась мемориальная доска, украшенная популярными у современных украинских неонацистов рунами. Ее установили в память одиозного футбольного фаната Максима Чайки, который погиб восемь лет назад, задолго до начала Евромайдана. Организаторами этого выступили одесские «свободовцы», но на месте событий были замечены приехавшие из Киева представителей неонацистской группы С14 (цифры 14 отсылают к популярному у расистов всего мира идеологу «белого расизма» и антисемитизма Дэвиду Лейну, который скончался в американской тюрьме). Символично, что ее представителей обвиняют в убийстве журналиста и писателя Олеся Бузины, которому тоже установили в Киеве мемориальную доску. Но ее уже через непродолжительное время разбили «неизвестные граждане».
Чем же прославился Максим Чайка? При жизни он был известен только в еще узких тогда кругах украинских неонацистов и среди любителей уличных драк. Молодой фанат «Черноморца», любитель бокса и студент журналистского факультета, не стеснялся публиковать на своем блоге в «Живом Журнале» фотографии, где он вскидывает руку в нацистском приветствии. Чайка открыто признавался в фашистских взглядах, призывая к ненависти и убийству. «Я хочу только крови… крови оппонента… я хочу вашей крови. Почему, выходя посреди какой-то улицы с каппой в зубах и ненавистью в карманах, я встречаю взгляды мирных людей и каждый из них бросает в меня «БЫДЛО» «ФАШИСТ» «ЗВЕРЬ»? Поражение оппонента пахнет не хуже, чем кровь», — писал молодой неонацист.
Поиски вражеской крови привели Максима Чайку к бару «Орех» на углу Троицкой улицы и Александровского проспекта. Вечером 17 апреля 2009 года он, вместе с группой друзей-нацистов выслеживал здесь таких же молодых анархистов-антифашистов. Такие вылазки против «анархов», африканских и арабских студентов практиковались ими не в первый раз, и обычно заканчивались драками. При этом, по свидетельству очевидцев событий, у него был с собой не только нож, но и бутылка с алкогольным напитком. Националисты вступили с оппонентами в конфликт, который закончился поножевщиной. В результате этого футбольный фанат получил ранение, и вскоре скончался от потери крови.
«Украинский Хорст Вессель»
Поначалу милиция рассматривала происшедшее как обычную пьяную драку. Однако, киевские националисты попытались представить гибель Чайки как политическое убийство, которое якобы умышленно организовали «пророссийские силы». И хотя эта версия быстро развалилась под давлением очевидных фактов, набирающая силу «Свобода» успела вбросить ее в украинские СМИ. И даже сам президент Украины Виктор Ющенко озвучил версию о стоящих за убийством Чайки «украинофобах», не дожидаясь информации от следователей и решения суда, и помогая правым создать его героический образ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Одесса отпраздновала освобождение от фашизма
Благодаря «свободовцам» украинские правые радикалы слепили из Чайки образ молодого честного патриота, павшего в неравной борьбе с пророссийской пятой колонной. Причем, это очень напоминало хорошо известную историю гибели молодого немецкого нациста Хорста Весселя, который промышлял сутенерством и был ранен в стычке с немецкими коммунистами. Рана была не смертельной. Но, отказавшись в больнице, Вессель отказался от медицинской помощи — поскольку его принял врач-еврей. И, в результате, умер от заражения крови.
Ведомство Геббельса сделало из погибшего нелепой смертью нациста икону гитлеровской пропаганды. Посвященная ему песня стала партийным гимном НСДАП и вторым гимном Германии, который исполнялся на всех государственных мероприятиях. О Весселе сняли фильм, его именем были названы улицы, парки, школы, станции метро и эсэсовская дивизия. Раздувая скандал вокруг гибели Чайки, украинские неонацисты не скрывали, что они копируют опробованные методики геббельсовской пропаганды. Однако повторить успех предшественников не удалось, и уже через год о погибшем одесском фанате вспоминали только националисты, которые ежегодно проводили в его память факельные шествия с нацистскими и расистскими лозунгами.
Декоммунизация плюс нацификация
После Евромайдана и массового убийства людей в Доме профсоюзов, когда вчерашние праворадикальные маргиналы стали реальной властью во враждебном к ним приморском городе, они тут же начали попытки увековечить память Максима Чайки. Однако, эти попытки не увенчались успехом, поскольку личность зигующего Чайки была слишком токсичной и одиозной. После многомесячных дебатов городская историко-топонимическая комиссия отказала в разрешении на установку мемориальных досок погибшему в драке нацисту и двум одесситам, которые служили в составе «Азова» и погибли в 2015 году на Донбассе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О беспорядках в Одессе
Это вызвало настоящую истерику националистов — представитель Гражданского корпуса полка «Азов» в Одессе Олег Симашко потребовал от власти разобраться с историками и краеведами. Однако, местные власти ограничились проведением кампании по декоммунизации города, уничтожив более 50 мемориальных досок советских времен. 4 апреля коммунальные службы снесли хорошо известную всем одесситам мемориальную доску Григорию Котовскому, который до сих пор имеет большую популярность у горожан. Однако, это закончилось казусом — массивная доска долго не поддавалась действиям коммунальщиков, которые потратили на ее демонтаж несколько часов и снесли с огромным трудом.
Сразу после этой волны вандализма одесские националисты приняли решение установить на Александровском проспекте мемориальную доску в честь своего героя, не спрашивая на это разрешения местных властей. Доска в честь Максима Чайки была установлена совершенно незаконно — причем, представители одесской «Свободы» пообещали охранять ее по ночам, прекрасно зная, как относятся в городе к погибшему в поножовщине нацисту.
По существу дела, действия праворадикалов являются прямым вызовом одесским властям — если они не демонтируют доску с нацистскими рунами, то признают, что националисты являются сейчас хозяевами города.
«Жду реакции городских властей на самовольную установку памятной доски Максиму Чайке на Александровском проспекте. Заставив мэрию демонтировать мемориалы настоящим героям одесской истории, ультраправые перешли ко второй части своей программы — заменяют их своими памятниками. И делают это незаконно, без утверждения горсоветом, с намеренно провокативной целью раздуть националистическую истерию вокруг ее демонтажа. Так что перед мэрией стоит нелегкий выбор — проглотить то, что произошло, или показать, кто в городе хозяин. Но выбор надо делать», — говорит об этом одесский политик Вячеслав Азаров.