Крымский вопрос и Святой Андрей
16 апреля Украина отмечала Пасху. Причем, в силу стечения обстоятельств, в этот день главный христианский праздник отмечали все основные конфессии страны — как представители православных церквей и украинских греко-католиков, которые строят распорядок своей церковной жизни по Юлианскому календарю, так и римо-католическая община вместе с протестантскими церквями, использующие Григорианский календарь.
Казалось бы, это обстоятельство должно было символически объединить представителей различных церковных организаций. И действительно — праздник, к счастью, обошелся без межрелигиозных конфликтов, которые стали обычными в нынешней Украине. Хотя политики не оставили попыток его политизировать. Так, президент Порошенко подхватил любимую тему одного из своих предшественников Виктора Ющенко, который любил поискать корни украинского христианства в легендарных евангельских временах: «среди народов, которые весть о Воскресении услышали от непосредственных свидетелей, были и наши прародители в Поднепровье и Крыму. Им проповедовал сам апостол Андрей Первозванный. Он благословил и место, где сейчас стоит Киев», — заявил глава Украины.
Хотя украинские и российские историки хорошо знают, что эта легенда была внесена в летописи только во времена Владимира Мономаха. А «Древнейший свод» киевской летописи от 1039 года, равно как и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца», прямо писали о том, что апостолы «не ходили» на Русь, и «не быша» в киевских землях.
Общеизвестно, что согласно конституции Украины церковь отделена от государства. Но не менее известно и то, что с самого начала независимости украинская власть всячески пыталась вмешиваться в церковный вопрос — едва ли не менее активно, чем во времена древнерусских князей, и откровенно игнорировала принцип «кесарево — кесарю, а Богу — Божье». Конечно же, это вмешательство диктовалось чем угодно, но не вопросами веры. Украинские политики видели в православной церкви эффективный инструмент воздействия на массы, и всячески пытались поставить его под свой контроль, мотивируя это тем, что сильная единая православная церковь, подчиненная московскому патриарху, поможет Кремлю влиять на украинскую политическую жизнь. Хотя во времена Бориса Ельцина занятые приватизацией и Чечней политики меньше всего думали о попытках как-то повлиять на внутренние дела соседнего государства.
Первый парень на селе
С этой целью украинские политические элиты активно поучаствовали в организации церковного раскола, который стал одним из самых масштабных в истории Украины. В 1992 году при прямой поддержке государственной власти была образована Украинская православная церковь Киевского патриархата во главе который стал лишенный сана митрополит Филарет (Денисенко). Этому предшествовала внутрицерковная интрига — сотрудничавший с КГБ Филарет в последние годы существования СССР считался одной из самых влиятельных фигур в РПЦ, и почувствовал себя обойденным, когда после смерти патриарха Пимена на патриарший престол вступил не он, а Управляющий делами Московской патриархии Алексий. В первом туре выборов нового патриарха митрополит Алексий получил 139 голосов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (будущий глава УПЦ на Украине) — 107, а назначенный местоблюстителем патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет довольствовался всего 66 голосами.
В итоге киевские националистические политики достаточно легко уговорили властолюбивого клирика в том, что лучше быть патриархом на Украине, чем заканчивать свой век в сане митрополита. Хотя до 1995 года Филарет управлял новой церковью от имени ее формальных престарелых руководителей в лице Мстислава и его преемника Владимира (Романюка).
Однако, несмотря на активную поддержку государственной власти, Филарет так и не смог добиться за минувшие двадцать пять лет признания образованной после раскола УПЦ КП. Мировые православные церкви до сих пор отказываются предоставить ей канонический статус. Такое же положение церкви-изгоя сохраняет и Украинская автокефальная православная церковь, которая существует в украинской диаспоре с начала 1930-х годов, но до сих пор не признана мировым православием.
При этом, несмотря на постоянные заверения в общности национальных интересов и недолговечное объединение в 1992-1993 годах, УПЦ КП и УАПЦ до сих пор не смогли объединиться в единую церковь, опасаясь, что союзники подсидят их в ходе такого альянса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Националисты не пускают прихожан в церковь
А главное, две церкви очень не желали делиться церковной собственностью, которая была щедро предоставлена им государством или захвачена националистами в ходе так называемого церковного рейдерства, которая не прекращалась в западной части страны с самого начала девяностых годов. Украинские национал-радикалы активно сотрудничали с Филаретом еще в те времена. Так, лидер УНА-УНСО Дмитрий Корчинский воинственно озвучивал планы захвата Киево-Печерской Лавры, а похороны лидера УПЦ КП Романюка обернулись настоящим побоищем с националистами, когда милиция пресекла попытку самовольно похоронить тело покойного на территории Киево-Софийского заповедника.
Церковь после Майдана
После оранжевого майдана вмешательство государства в церковные дела приняло системный и совершенно открытый характер. Виктор Ющенко никогда не скрывал открытых симпатий к Украинской православной церкви Киевского патриархата и столь же открытой антипатии к УПЦ МП, которая продолжала оставаться крупнейшей православной церковью Украины. Как результат, самый незадачливый из украинских президентов раз за разом делал неуклюжие попытки вмешательства в дела православного мира, едва ли не принуждая вселенского патриарха Варфоломея признать каноничность УПЦ КП и УАПЦ, чтобы принять их в состав Константинопольского патриархата. С перспективой включить в эту «единую поместную церковь» УПЦ МП, согласием которой никто не интересовался. Похоже, что Ющенко действительно не понимал, что при всем, сугубо мирском соблазне таких предложений, Вселенский патриарх не сможет решиться на шаг, который спровоцирует серьезный раскол в православном мире.
Однако, все это оказалось мелочью в сравнении с ситуацией, сложившейся в стране после победы Евромайдана, когда новая власть попыталась насильно создать поместную украинскую церковь, одновременно с открытой враждебностью выступая против УПЦ МП, которую зачастую открыто именовали «пятой колонной врага». Некоторые священники попали под арест пол обвинению в поддержке сепаратистов, а попытка провести крестный ход за мир, которая была предпринята летом 2016 года, вызвала настоящую истерику у государственных органов и радикальных националистов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Радикалы захватили храм в Тернопольской области
«Враг разрабатывает планы по дестабилизации ситуации внутри страны. Мы являемся свидетелями того, как одна из религиозных организаций, которая имеет свой духовный центр в стране-агрессоре, мобилизует большое количество своих верных и стягивает их в Киев, называя это мирным крестным ходом. По нашей информации, Кремль уже подготовил провокации на улицах Киева», — заявлял спикер Верховной Рады Андрей Парубий — к слову, греко-католик по вероисповеданию. А одновременно с этим 16 июня Верховная Рада Украины приняла обращение к вселенскому патриарху Варфоломею — с совершенно фантастическим с точки зрения международных межцерковных отношений призывом признать недействительным акт 1686 года, согласно которому Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.
Все это происходило на фоне постоянных актов церковного рейдерства, которые проводили вернувшиеся из АТО вооруженные националисты, наряду с прессингом против некоторых лидеров «московской церкви» и ее влиятельного спонсора Вадима Новинского, которого пытались обвинить по неуклюже состряпанному делу. В ответ, в начале 2017 года Новинский рассказал на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы о притеснениях в адрес УПЦ МП.
«Нами был подготовлен доклад, посвященный нездоровой ситуации в церковной сфере Украины. Речь идет о попытках вмешательства нынешней власти в церковные вопросы, о попытках поставить крупнейшую конфессию — Украинскую православную церковь — вне закона. Это касается и давления на священнослужителей, и внесения законопроектов, дискриминирующих УПЦ» —написал он у себя на фейсбуке.
Не исключено, что это выступление возымело определенный эффект. По информации Ukraina.ru представители Русской православной церкви и Константинопольского патриархата провели переговоры с целью не допустить обострения межконфессионального конфликта на Украине, о которых была уведомлена украинская власть. Однако, Киев наверняка не отказался от своих планов — о чем говорит недавно принятый манифест украинских ультраправых, который ставит одной из целей борьбу за «единую поместную церковь». Так что вмешательство в дела церкви продолжится, провоцируя угрозу нового, еще более глубокого и трагического раскола украинского общества, с непредсказуемыми последствиями для ситуации в стране.