Правительство находится в постоянном ожидании финансовой помощи от МВФ. Получение четвертого транша переносится и, как выяснило РБК-Украина, из-за того, что Международный валютный фонд и Украина не могут согласовать ряд условий. По информации издания, помимо пенсионной и земельной реформ, на проведении которых регулярно настаивает МВФ, несогласованными остаются еще ряд важных моментов — от пересмотра упрощенной системы налогообложения и критериев для получения субсидий по уплате ЖКХ до требований к национализированному Приватбанку. В правительстве открыто о борьбе с МВФ не говорят, утверждая, что речь идет о «технических правках». Чего от нас требует фонд и на что мы пока никак не соглашаемся — в материале РБК-Украина.
Главное не победа, а участие
После того, как Украина в сентябре 2016-го, спустя год ожидания, получила третий транш в $1 млрд, в правительстве сразу же заговорили о скором получении четвертого. Еще $1 млрд Кабмин рассчитывал получить до конца 2016 года. Когда этого не произошло, министр финансов Александр Данилюк объяснил задержку с финансированием МВФ проблемами «Приватбанк»а, который, как известно, был национализирован. И после разрешения ситуации с банком министр продолжал называть новые сроки получения денег: конец января, начало февраля. В прошлый понедельник — 6 февраля — Данилюк на пресс-конференции заявил, что ожидает согласования Меморандума до конца недели. Не отставал от него в обещаниях и президент Петр Порошенко. После своей встречи в Давосе с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард в середине января, он был уверен, что «через несколько недель состоится заседание совета директоров и мы должны получить транш».
«Важно, что мы в программе МВФ. Сейчас нет таких системных проблем, как были с «Приватом», остались чисто технические моменты», — заявил на своей пресс-конференции Александр Данилюк.
О каких технических моментах идет речь, говорить он отказывается. Тем временем его подчиненные в Минфине заверяют, что дело буквально в расставлении запятых в тексте Меморандума, и его вычитке юристами.
В то же время на своей пресс-конференции в Вашингтоне представитель МВФ Джерри Райс в конце прошлой недели заявил, что есть еще несколько вопросов, которые необходимо решить в рамках окончательной доработки меморандума, и согласовать, до следующей выплаты, сроки проведения некоторых реформ.
«Предполагаю, что эти оставшиеся вопросы могут быть решены, мы ожидаем, что вопрос выделения транша будет на нашей повестке в ближайшие недели», — сказал Райс.
По информации «РБК-Украина», речь идет о целом ряде до сих пор не согласованных требований.
Как и ранее, МВФ настаивает на проведении пенсионной и земельной реформ. Это болезненные темы для Украины. Принять закон об обороте сельхозземель отказывается большая часть парламента. В конце года был в очередной раз продлен мораторий на продажу земель. Однако на прошлой неделе народный депутат от БПП Алексей Мушак собрал необходимое количество депутатских подписей для подачи представления в Конституционный суд о признании введенных ограничений на куплю-продажу земли неконституционными. В то же время, из списка несогласованных вопросов, с которым удалось ознакомиться «РБК-Украина», следует, что правительство готово закрепить в Меморандуме лишь свое обязательство до 1 апреля разработать, внести и обеспечить принятие законопроекта об обороте земель сельхозназначения. Отмена моратория — еще под вопросом.
С пенсионной реформой все сложнее. В итоговом варианте Меморандума конкретики по этому вопросу не будет, отметил высокопоставленный собеседник «РБК-Украина» в правительстве. Это значит, что о повышении пенсионного возраста речь также не идет. Об этом неоднократно заявляли и вице-премьер Павел Розенко, и министр соцполитики Андрей Рева, и министр финансов Александр Данилюк.
«Наших предложений пока нет, Рева что-то пишет, но пока ничего толком не получается», — говорит источник в правительстве.
«Власти договорились о необходимости комплексной пенсионной реформы для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Это включает в себя рассмотрение всех вариантов, чтобы перейти к более современной и справедливой системе с более четкими правилами, которые бы обеспечили стимулы для занятости и более позднего выхода на пенсию», — заявил Джерри Райс.
Министр Рева о таком заявлении представителя МВФ не слышал, поэтому что Райс имеет в виду, он не знает. В разговоре с «РБК-Украина» он отметил, что правительство должно обеспечить снижение дефицита Пенсионного фонда. В 2017 году он заложен на уровне 142 млрд гривен.
«А каким образом это делать и нужно прописать в пенсионной системе. Нужно обеспечить уплату ЕСВ максимально большим количеством наших граждан. Сегодня из 26 млн работоспособного населения платит всего 10,5 млн. Какие еще могут быть вопросы? У нас сегодня люди работают и получают зарплату, но не платят ЕСВ, потому что у них зарплата в «тени». Вот в чем проблема», — пояснил «РБК-Украина» Андрей Рева.
Глава Минсоцполитики неоднократно публично говорил о том, что в принципе он не против повышения пенсионного возраста. Но экономической целесообразности в этом сейчас нет. Тем более, что на Украине сейчас и так идет повышение возраста, запущенное еще пенсионной реформой авторства Сергея Тигипко (предусматривает повышение возраста выхода на пенсию для женщин — с 2020 года они будут уходить с 60 лет — ред.).
Не исключено, что новый вариант пенсионной реформы будет предполагать повышение страхового стажа.
«Мы расширяем базу и делаем для всех единый подход: стаж, заработок. Точка. Не заработал, работаешь дальше. 30-35 лет (стажа — ред.), думаю, достаточно, — заявлял Рева журналистам. — Здесь две составляющие. Стаж до 2000 года, хотим или нет, но надо считать по трудовой книжке. Но есть стаж, который считаем персонифицированный, с 2000 года. Там все четко. Так вот, мы хотим, чтобы доля стажа с 2000 года постоянно увеличивалась пока не будет, например, 35 лет для всех».
В то же время Павел Розенко неоднократно высказывался за принятие правительственного законопроекта №4608, предполагающего введение второго уровня пенсионной системы — накопительного и полную отмену всех спецпенсий. Документ был зарегистрирован еще в мае прошлого года, однако в феврале 2017 года профильный парламентский комитет предложил отклонить этот документ.
Отменяя рассрочку и монетизируя субсидии
Также несогласованным пока остается часть энергетических требований. В частности, МВФ настаивает на отмене нормы, о которой широко заявлял премьер-министр Владимир Гройсман в конце прошлого года, а именно — возможности платить «коммуналку» в рассрочку.
Правительство разрешило украинцам, которые не получают субсидии, платить в рассрочку за услуги ЖКХ в октябре 2016 года. Теперь, написав заявление поставщику коммунальных услуг, потребители получили право уплачивать в течение отопительного сезона 50% от суммы счета. Остальную половину они должны вносить равными частями с апреля по сентябрь. Тогда глава Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах коммунальных услуг Дмитрий Вовк заявлял, что механизм рассрочки позволит «снизить финансовую нагрузку при оплате населением, в первую очередь, услуг за централизованное отопление».
Но введение рассрочки может негативно отразиться на финансовых показателях предприятий коммунальной энергетики, которым необходимо рассчитываться за природный газ с НАК «Нафтогаз Украины» по факту потребления газа в отопительный период. То есть, завершив отопительный сезон, теплокоммунэнерго должны полностью заплатить НАК «Нафтогаз Украины» за использованный газ. Учитывая, что других источников дохода, кроме платежей потребителей у предприятий теплоэнергетики нет, то оплата в рассрочку может привести к еще большему росту их задолженности перед газовым монополистом. Сейчас она составляет около 28 млрд гривен. Кроме того, пострадать может и финансовое состояние самого НАКа, отпускай он газ в долг.
Поэтому в ноябре Минфин утвердил финансовый план «Нафтогаз Украины», в котором предусмотрело компенсацию для компании.
«Было принято решение о рассрочке платежей за коммунальные услуги. Это решение имело определенную стоимость… Нашли финансовый механизм, который позволяет «Нафтогазу» нормально работать в таких условиях», — заявил тогда министр Данилюк.
Когда механизм рассрочки был одобрен, НАК получил компенсацию в виде реструктуризации своего долга по облигациям «Ощадбанка» на сумму 4,8 млрд гривен. Срок погашения долга был продлен до 2018 года.
«Если рассрочка будет отменена, я считаю, нужно тогда отменять для НАКа механизм реструктуризации», — заявил «РБК-Украина» Дмитрий Вовк.
Если предложение МВФ будет принято, и механизм рассрочки отменят, то потребителям, не имеющим право на субсидию, придется снова ежемесячно вносить полную стоимость предоставленных им услуг.
«По состоянию на декабрь, за рассрочкой обратилось около 50 тысяч человек», — рассказал глава НКРЭКУ.
Предлагает МВФ и с 1 января снизить нормы потребления населением природного газа. Речь идет о нормах, которые учитываются при начислении субсидий. То есть, если уровень потребления энергоресурсов гражданами попадает в заданный нормой «коридор», с учетом уровня доходов абонента, ему предоставляется субсидия. Но МВФ настаивает на снижении не всех, а лишь нормы для тех потребителей, которые используют газ для индивидуального отопления. Напомним, сейчас в стране такие нормы потребления действуют для потребителей, которые используют газ только для приготовления пищи без счетчика — 4,4 куб/кв.м, при наличии плиты и отсутствии горячего водоснабжения — 7,1 куб/кв.м, при наличии газовой колонки и водонагревателя — 14 куб/кв.м. За услуги, потребленные выше этих нормативов, субсидия не будет назначена, и все что сверх нормы надо оплатить самостоятельно.
Кабмин действительно снизил нормы потребления природного газа для одной категории граждан — тем, кто использует газ для индивидуального отопления. Так, с 1 мая она составит не 5,5 кубометров на квадратный метр, а 5 кубометров. Но МВФ настаивал на более существенном снижении — до 4,5 кубометров на квадратный метр.
«Такая позиция МВФ некорректна, и по нашему мнению, это необоснованно», — считают в Кабмине.
Разумеется, в результате сокращения норм потребления финансовая нагрузка на бюджет существенно уменьшится. Но, вместе с тем, уменьшится и количество тех, кто может претендовать на получение субсидий. С одной стороны, эта мера должна стимулировать украинцев к экономии энергоресурсов, чтобы они «попадали в норму» и не лишилась субсидий. С другой стороны, превысившим норму, будет сложно уплатить по счетам.
То, что украинцы заинтересованы в получении субсидий, свидетельствует рост количества домохозяйств, обратившихся к государству за выплатами. По данным Госстата, в 2016 году за субсидией обратилось почти на 26% больше потребителей, чем в 2015 году — 7,5 млн домохозяйств. При этом, к декабрю субсидии на оплату услуг ЖКХ получало почти 44% всех домохозяйств страны. Средний размер субсидии вырос на 25% — до 1,36 тысяч гривен. Собеседник «РБК-Украина» в правительстве отмечает, что снижение норматива — искусственное снижение количества субсидиантов и без реальных и доступных программ по энергосбережению это просто ударит по кошелькам людей.
Есть у Фонда еще одно замечание, выполнение которого неминуемо отразится на кошельках украинцев. МВФ предлагает до 1 апреля повысить стоимость газа украинской добычи до уровня импортного. Напомним, до уровня импортного паритета Кабмин повысил стоимость газа для населения в конце апреля 2016 года. Теперь с учетом цен на газ на европейском рынке, транспортировки, предельный размер розничной стоимости газа и НДС для бытовых потребителей составляет 6879 гривен за тысячу кубометров. Это единая цена, которая закладывается при расчете тарифов на газ и тепло. При этом, цена на газ украинской добычи — 4849 гривен за тысячу кубометров.
«Цена на украинский газ не может быть ниже рыночных европейских цен, у нас очень дорогая стоимость добычи, поэтому, «Укргаздобыча» должна отпускать газ по рыночной цене. А это — паритет импорта. Всем выгодно, чтобы цена на газ была единой — это создаст условия конкуренции на рынке», — заявлял ранее глава «Укргаздобыча» Олег Прохоренко.
Принятие такого решения автоматически приведет к пересмотру тарифов для бытовых потребителей на коммунальные услуги в сторону увеличения. По прогнозам экспертов, рост может составить от 30 до 50%.
Чтобы субсидии превратились в инструмент, стимулирующий потребителей к экономии энергоресурсов, правительство намерено их монетизировать. Как известно, сейчас потребители не получают субсидию «на руки» — эти деньги направляются энергетикам. Между тем изначально предполагалось, что при введении монетизации, для потребителей будут открыты спецсчета, на которые из госбюджета будут начисляться субсидии. Украинцы смогут за счет экономии энергоресурсов «не выбирать» всю сумму выплат полностью и использовать сэкономленные средства на энергосбережение и утепление своего жилья.
«Когда говорят о том, что система субсидии не привлекает людей к экономии ресурса, в основном, это — правда. Мы хотим применить механизм, когда человек, который получает субсидии, прикручивая газ, может сделать экономию на своей субсидии. И в конце отопительного сезона у него на счету накопится определенная сумма экономии, которую мы можем монетизировать — и люди получат реальные средства, и смогут направить их на энергосбережение своего дома», — заявлял вице-премьер Павел Розенко летом прошлого года в одном из своих интервью.
Однако такой механизм не поддерживает МВФ, против него категорически против и министр Рева. Фонд предлагает ввести монетизацию жилищных субсидий до уровня коммунальных предприятий.
«Это обеспечит конкуренцию частных газотрейдеров с НАК «Нафтогазом»- говорится в документе с указанием несогласованных вопросов. Это упразднит неэффективный механизм взаимозачетов между теплоэнергетическими предприятиями и «Нафтогаз Украины», то есть, так называемую клиринговую схему.
Игроки рынка говорят, что эта схема сопряжена с бюрократическими задержками, а также оставляет поле для манипуляций.
«Например, «Нафтогаз» нам может не подписывать протоколы по текущим расчетам, пока мы не погасим предыдущие долги. Этот взаимозачет — один из механизмов давления на нас», — рассказал изданию на условиях анонимности директор одно из крупных теплокоммунэнерго.
При этом, в самом «Нафтогаз Украины» существующую схему не одобряют, как и предложение монетизировать субсидии до уровня коммунальных предприятий. По мнению собеседника «РБК-Украина» в НАКе, это «не выстроит систему правильных взаимоотношений между потребителем и поставщиком», «не будет стимулировать потребителя к экономии», а деньги, направленные на счета коммунальщиков «будет сложно проконтролировать». Но в Кабмине с предложениями МВФ монетизировать субсидии согласились. «Согласовано, — говорится в документе. — Немедленно вынести рассмотрение этих положений на заседание СНБО».
Капитальный ремонт
Отдельный блок несогласованных между Украиной и МВФ вопросов касается налоговой и банковской сфер.
«Про ликвидацию «упрощенки» не идет речь. Это чистая провокация, не надо на нее поддаваться. Не предусмотрено этого», — ранее категорически заявил министр финансов Александр Данилюк. По информации «РБК-Украина», в проекте Меморандума, правда, об этом речи уже нет, но МВФ продолжает настаивать на ее реформировании.
Еще при министре финансов Натальи Яресько МВФ настаивал на усилении норм применения упрощенной системы, ограничения ее использования. Тогда в правительстве говорили о том, что ее должны использовать представители микро и макробизнеса, но никак не предприниматели, за которых крупные плательщики оптимизируют налоги. Например, торговые сети. О чем сейчас может идти речь и есть наработки по реформированию, в Минфине так и не смогли ответить.
Также неоднократно поднимался вопрос и о «нулевом» декларировании и, как следствие, введение косвенных методов оценки доходов и расходов граждан. Причем не только на уровне МВФ. Однако фонд всегда настаивал на том, чтобы Украина избегала «налоговой амнистии» или «амнистии капиталов». Последний раз о «нулевом» декларировании в правительстве говорили после подачи чиновниками и депутатами электронных деклараций. Раньше — весной 2016 года — после обнародования очередной порции информации о владельцах офшорных компаний, президент поручил заняться созданием законодательной базы по деофшоризации, которая, в частности, включала также подачу «нулевой» декларации. Но эта инициатива пока не реализуется, поскольку предложенные налоговым комитетом Совета нормы оказались слишком жесткими. Минфин же в этом направлении пока ничего не делал, несмотря на то, что с 1 января 2017 Украина присоединилась к плану BEPS, которые предусматривают борьбу с уклонением от налогообложения.
Кроме того, при очередном просмотре программы Украина также брала на себя обязательства разработать критерии для определения «владельца крупного капитала» и возможного доступа Государственной фискальной службы к банковским счетам. Доступ налоговиков к счетам пока особо не поддерживается, и это еще один из спорных моментов. Конфликт между Минфином и ГФС, пожалуй, дает о себе знать и рассчитывать на помощь Александра Данилюка в решении вопроса доступа к ГФС счетами, вряд ли стоит — расширять полномочия службы под руководством Романа Насирова он не намерен. Как и отказываться от своей идеи ликвидации налоговой милиции и создание на ее месте нового органа финансовой полиции. На прошлой неделе разгорелся целый скандал вокруг технической правки главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, которая предполагает возврат налоговой милиции в законодательное поле после того, как депутаты допустили ошибку и ликвидировали с 1 января этот орган.
Помимо вопросов с «Приватбанком, несогласованными сейчас являются и предложения МВФ «воздержаться от создания Экспортно-кредитного агентства и индустриальных парков». Напомним, ЭКА должно быть создано до 1 июля 2017 года, как того предусматривает закон, принятый в «бюджетную ночь». Одним из тех, кто активно требовал, а затем — радовался появлению ЭКА, был Олег Ляшко и вся возглавляемая им парламентская фракция «Радикальной партии». Согласно документу, фонд считает, что Украина должна применять другие инструменты поддержки экспорта.
Также под вопросом создания с 1 апреля Антикоррупционного суда. Пока еще идет дискуссия о переносе сроков — до 1 июня, и, возможно, создания не отдельного суда, а судебной палаты.
Наталья Непряхина, Мария Цатурян
Оригинал публикации