Начало 2017 года практически не оставляет сомнений в том, что он станет для Украины годом политических потрясений. Кризисные проявления, которые непрерывно нарастают от месяца к месяцу, проявлялись в минувшие дни буквально повсюду — от новых скачков курса гривны до очередного коллапса на неубранных от снега киевских улицах.
Старые формулы, по которым еще сто лет назад рассчитывали предпосылки к социальному взрыву, исподволь приобретают новую актуальность. «Низы» с трудом сводят концы с концами, ужасаясь криминальному беспределу и цифрам в коммунальных платежках. А потерявшие всякое доверие «верхи» уже не в состоянии убедительно пояснить людям, почему они должны терпеть их на своей шее — несмотря на то, что пропагандистская машина по-прежнему работает на полную мощность, повествуя о выдающихся достижениях и обвиняя во всех проблемах внутренних и внешних врагов.
Согласно закону перехода количественных изменений в качественные, который сформулировал когда-то на основе принципов гегелевского диалектического метода «декоммунизированный» в нашей стране Энгельс, эти накопившиеся противоречия однажды разрешатся через перемены в политической жизни. И это правило с неизбежностью сработает даже в Украине, которую старательно зачистили от сколько-нибудь принципиальной и дееспособной оппозиции.
МВФ им в помощь
Толчком к этому вполне может стать новый меморандум об условиях сотрудничества с правительством Владимира Гройсмана, который представил Международный валютный фонд. В нем четко обозначены пункты, от выполнения которых будет зависеть возможность получить новые кредитные транши, жизненно необходимые для того, чтобы поддержать сытое и благополучное существование украинской власти.
Этот документ, который уже просочился в СМИ, дополнительно ужесточает прежние требования международных кредиторов, а главное — ставит конкретные временные рамки, чтобы президент, правительство и парламент не смогли уклониться от выполнения этих условий. Хотя очевидно, что они вызовут массовое возмущение ограбленных украинцев, с которых совершенно открыто предлагают содрать последнюю шкуру. Украинским чиновникам придется выбирать между этими более чем непопулярными мерами и перспективой остаться без спасительного кредита — причем, оба конца этой вилки могут привести в итоге к смене власти в стране.
Что же требует от украинского правительства Международный валютный фонд?
Пенсии: живым или мертвым?
Во-первых, документ устанавливает новые сроки проведения пенсионной реформы, ультимативно обязывая утвердить ее до конца марта. Напомним, что условия этой реформы предусматривают ежегодное повышение пенсионного возраста для мужчин на четыре месяца, начиная с июля 2017-го. В свою очередь, пенсионный возраст для женщин должен ежегодно повышаться на шесть месяцев начиная с 2021 года — и это повышение планируется непрерывно продолжать вплоть до 2027 года, когда общая планка пенсионного возраста поднимется до 63 лет. Учитывая среднюю продолжительность жизни украинцев и растущие темпы депопуляции населения нашей страны, это означает, что большинство жителей страны попросту не доживут до своей пенсии — хотя государство годами исправно изымает пенсионные отчисления с их зарплаты. И хотя вице-премьер-министр Павел Розенко в очередной раз заявил о том, что Кабмин не будет повышать пенсионный возраст, требования кредиторов озвучены предельно конкретно. И украинским чиновникам остается только послушно взять под козырек.
Вдобавок к этому МВФ требует от украинского правительства немедленно приступить к повышению необходимого рабочего стажа, которое также должно начаться уже в январе. Минимальный рабочий стаж составляет сегодня в Украине 15 лет — однако, согласно условиям кредиторов, к 2036 году его необходимо будет поднять до 35 лет, при одновременном введении шестнадцатилетнего минимального страхового стажа.
Землю — в оборот
Кроме того, среди пунктов меморандума обозначена крайне непопулярная в стране приватизация земель сельскохозяйственного назначения, которую обязывают начать до конца марта 2017 года. Согласно данным исследования Института Горшенина, две трети опрошенных жителей Украины выступают против того, чтоб земля стала товаром. Селяне вполне обоснованно опасаются, что в условиях нынешнего правового нигилизма земельная приватизация приобретет вид массового отъема земельных участков, которые находятся сейчас в собственности у простых украинцев, бесправных и беззащитных перед лицом криминальных группировок, которые будут обслуживать интересы новых латифундистов нашей «аграрной сверхдержавы». И попытка земельной реформы почти наверняка приведет к серьезным социальным конфликтам.
Впрочем, даже сторонники земельной реформы признают, что международные финансисты требуют провести ее в совершенно нереальные сроки, без инвентаризации земельных участков — хотя хорошо известно, что значительная часть земельных угодий находится сейчас в незаконном пользовании. Хотя, не исключено, что эта поспешность на руку тем, кто хочет воспользоваться кадастровой неразберихой, захватив себе как можно больше земель.
Наконец, МВФ предсказуемо требует приватизировать последние производственные активы, которые еще остаются в собственности украинского государства — включая Одесский припортовый завод, Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины, Турбоатом, Укрспирт и оставшиеся в госсобственности облэнерго. При этом, еще один пункт меморандума обязывает правительство пересмотреть действующий закон о госслужбе с целью сокращения служащих и работников бюджетной сферы. Уже в этом году Кабмин должен сократить количество бюджетников на 4%, а до конца 2019 года планируется уволить до 10% от общего числа работников бюджетной сферы — что предсказуемо приведет к новому витку массовой безработицы.
Упрощенку — в утиль
Одновременно с этим меморандум МВФ обязывать Украину отменить упрощенную систему налогообложения и полностью отказаться от сохранения или создания налоговых льгот — а это означает по факту окончательный приговор малому и среднему бизнесу, который так активно поддерживал три года назад протесты Евромайдана.
Даже частичная реализация этих требований, которые так беззастенчиво выдвинули Украине ее кредиторы, приведет страну к быстрой социальной катастрофе — которая, впрочем, ожидает нас в нынешнем году при любом варианте развития событий в экономической и политической жизни.
«Очевидно, что страна с объемом производства ВВП в 2 тысячи 115 долларов на душу населения не может позволить себе развивать науку, образование, общедоступное здравоохранение, иметь атомную энергетику, авиакосмическую промышленность, строить метро и реализовывать любые капиталоемкие проекты. Денег нет, и уже не будет — даже на поддержание экономической и социальной инфраструктуры, созданной в советский период.
На население все больше перекладываются расходы на содержание и ремонт домов и коммунальной инфраструктуры. А население по преимуществу уже неплатежеспособно. В целом Украина попала в ситуацию, когда пришло время платить по счетам. По итогам политики, которая проводится после Майдана, Украина вошла в число беднейших стран мира, с самыми низкими в Европе зарплатами и пенсиями. В этих условиях какой-то перспективы нет», — печально констатирует бывший министр экономики Виктор Суслов. Он предрекает стране политические катаклизмы и попытки дальнейшего сворачивания демократических свобод, с помощью которых украинские власти попробуют удержаться у власти при попытке реализации кабальных условий рыночных фундаменталистов из Международного валютного фонда — прекрасно понимая, что это будет равносильно для них политическому самоубийству.
К чему это приведет? Конечно, дискредитированная и погрязшая в скандалах власть может достаточно долго контролировать страну силой, игнорируя или подавляя пассивное недовольство ее граждан — тем более, что разочарованные последствиями Евромайдана люди заняты собственным выживанием, основательно запуганы, и не спешат выходить на улицы. Однако, несмотря на запрет и демонизацию классиков марксизма, наш народ давно открыл для себя стихийные принципы диалектики: согнутая до предела пружина, распрямившись, ударит еще сильнее. И антисоциальная политика правительства рано или поздно приведет к новым социальным протестам, которыми попробуют воспользоваться наиболее ловкие и оборотистые политики, вступив в борьбу за новый передел власти.