Новый год для жителей Донбасса начался с обещаний. Посетивший регион председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц заявил о том, что его страна выделит €2 млн для помощи Донбассу.
«Австрия предоставляет дополнительно 2 миллиона евро для гуманитарной помощи людям на восточной Украине», — написал Курц в своем Twitter.
Австрия — не единственная европейская страна, которая готовится помогать Донбассу. В феврале 2015 года правительство Германии приняло решение выделить на восстановление региона €10 млн. Япония выделила $13,64 млн структурам ООН, которые занимаются проблемами юго-востока Украины.
В свою очередь украинские власти тоже выделяют средства для восстановления региона.
«Глава областной государственной администрации Павел Жебривский пробил отдельную программу вместе с народными депутатами на 3 млрд грн. для того, чтобы возобновить инфраструктуру Донбасса», — сообщил президент Украины Петр Порошенко в августе 2016 года.
Среди прочего за эти деньги планировалось восстановить четыре моста в Донецкой области.
Однако уже в январе 2017 года Кабинет министров Украины сообщил, что в регион отправятся ревизоры с проверкой: как же использовались государственные деньги. В Кабмине собираются проанализировать эффективность использования средств спецфонда областных бюджетов Донецкой и Луганской областей.
Как сообщается, эти средств были перечислены за счет остатков средств местных бюджетов населенных пунктов, где органы госвласти временно не осуществляют своих полномочий. В состав правительственной комиссии входят представители Министерства по вопросам оккупированных территорий, Минрегионразвития, Минфина, Госказначейства и Государственной аудиторской службы. Они прибудут с проверкой на Донбасс в январе.
Ukraina.ru разбиралась, что происходит с деньгами, которые обещают выделить на восстановление Донбасса.
Не в коня корм
Местным властям на подконтрольной Украине территории Донбасса не доверяют не только в Кабмине. Ранее Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини сообщила, что ЕС может стать лидером в вопросе инвестиций по восстановлению Донбасса. Однако Могерини поставила одно практически невыполнимое для украинской власти условие: мир в регионе.
«Мы обсудили возможность для Европейского Союза играть лидирующую роль в реконструкции страны, особенно некоторых конкретных регионов, после полной имплементации Минска», — подчеркнула Могерини.
Она заявила, что ЕС готов предоставить в краткосрочной перспективе финансовую и техническую помощь для улучшения условий жизни населения Донбасса.
Ранее с таким же условием выступила Меркель. Как сообщил Порошенко, в разговоре с ним Меркель пообещала €500 млн на восстановление инфраструктуры региона. Однако, опять же, с одним условием — в Донбассе должен установиться прочный мир.
«Мы это сделаем, но должен быть мир», — передал Порошенко слова Меркель.
С учетом недавнего обострения под Дебальцево, а также нежелания украинских властей идти на компромиссы, что недавно еще раз подчеркнул замглавы Администрации Президента Константин Елисеев, обещанной Германией крупной суммы регион может не дождаться.
Впрочем, осенью 2016 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил о том, что украинское правительство намерено разблокировать финансирование восстановления части Донбасса, подконтрольной Украине.
По словам Гройсмана, Кабмин одобрил подписание меморандума о взаимопонимании с ООН и Международным банком реконструкции и развития о создании фондов для восстановления Донбасса.
Ранее это было невозможно из-за украинского законодательства, которое облагало подобные программы налогами.
«Европейский инвестиционный банк дает €200 млн и говорит: с этих денег налоги не могут браться, то есть вы их напрямую направляете на конкретное дело. А наше законодательство требует, что с этих денег надо брать 20% НДС. В этом была коллизия. Сейчас правительство пошло на то, чтобы разблокировать эту проблему. Депутаты внесли законопроект, чтобы с этих денег не брать НДС, а правительство на следующий год предложил вариант, что оно берет и тут же возвращает», — пояснял депутат от БПП, зампредседателя Комитета ВР по вопросам государственного строительства и региональной политики Виталий Курило.
Таким образом, серьезные деньги на восстановление региона так и не были направлены из-за проволочек с украинским законодательством, а также из-за отсутствия прогресса в выполнении Минских соглашений.
Местным жителям же живется непросто даже на тех территориях, которые находятся вдалеке от линии соприкосновения.
Война и разрушения
В 2014 году в поселке Семенковка Донецкой области шли ожесточенные бои. Поселок оказался разрушен.
«Нас давно списали и похоронили, понимаете? Тут с телевизора украинского говорят: «из Семеновки давно всех эвакуировали, остались лишь террористы!» Уехали те, кому было куда ехать, а таких немного, большинство осталось, и никакой эвакуации не было. У меня вот отец парализованный лежит, пятеро детей, и это мы, оказывается, «террористы»!» — рассказывали местные жители.
Несмотря на то, что в Семенкове не было значительных сил ополченцев ДНР, поселок подвергся серьезному артиллерийскому обстрелу.
Сейчас линия разграничения находится далеко от Семеновки. Тем не менее, поселок так и не восстановили. Это вынудило местных жителей летом 2016 года напомнить прессе о себе.
«Приказ разрушить дали, а восстановить — не дали», — делился с украинскими журналистами местный житель.
В этом же репортаже демонстрировались так и не восстановленные разрушенные здания поселка.
Местные жители поддержали уроженца Макеевки Олега Недаву, который в Верховную Раду попал как самовыдвиженец.
Недава вместе с другими нардепами — Артуром Герасимовым, Максимом Ефимовым инициировали законопроект, направленный на урегулирование вопроса возмещения ущерба для граждан, жилье которых пострадало во время проведения войны в Донбассе.
«Мы достаточно много времени потратили вместе с моими коллегами, депутатами от Донецкой области, «стучась» в двери уважаемого премьер-министра Арсения Яценюка. О чем идет речь: в 2008 году после наводнения на Западной Украине государство выделило деньги на компенсацию потери жилья. Так скажите, пожалуйста, чем же жители Донбасса, которые пострадали от военных действий, хуже, чем жители Западной Украины?» — недоумевал Недава летом 2016 года.
Однако мечтам жителей Семеновки и других поселков и городов Донбасса, по которым прокатилась война, не суждено было сбыться. В декабре 2016 года Верховная Рада отклонила два проекта закона о возмещении гражданам убытков за разрушенное или поврежденное во время проведения АТО частное жилье.
Законопроект Недавы получил лишь 130 голосов, а альтернативный ему законопроект другого нардепа из Донбасса — Натальи Королевской и того меньше — всего 83 «за».
Предложение вернуть оба документа на доработку субъекту законодательной инициативы также не получило поддержки, хотя голосовали трижды.
Кроме того, местные жители рискуют не дождаться денег от иностранных кредиторов. Причина — территориально-административное деление на подконтрольном Украине Донбассе, которое также блокирует выполнение Минских соглашений.
Администрация и военные
В украинском Донбассе действуют военно-гражданские администрации. Соответствующий закон Верховная Рада Украины приняла в феврале 2015 года. На тех территориях в зоне АТО, где по каким-либо причинам не могут действовать органы местного самоуправления, разрешается временно осуществлять эти полномочия государственным администрациям. Те, в свою очередь, получили право назначать в органы местного самоуправления гражданских или военных лиц.
Созданные таким образом военно-гражданские администрации формируются при СБУ в составе Антитеррористического центра решением президента.
«Создан еще один прецедент — передача полномочий органа местного самоуправления местному органу исполнительной власти. Который, в результате децентрализации, является исполнительным органом местного самоуправления, по идее, подчиненным местному совету. Получается нечто вроде временных администраций при военном положении, но с более широким смыслом: это совмещение начальника и подчиненного в одном лице», — отмечает парламентский обозреватель, главред сайта «ЗамПолит» Лилия Брудницкая.
Кроме того, военная специфика этих администраций тоже может сыграть свою роль: деньги могут направить не столько на реконструкцию гражданской инфраструктуры, сколько на решение военных задач. Кроме того, ряд трат может быть засекречен в виду их специфики. Это может способствовать сокрытию растрат.
Примечательно, что сам факт существования военно-гражданских администраций может противоречить Минским соглашениям.
«Такие односторонние действия грубо противоречат пунктам 4, 9, 11, 12 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, под которым стоит подпись представителя Украины. Больше того, они нарушают конституцию и закон "О местном самоуправлении на Украине"», — заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий после того, как Порошенко создал военно-гражданскую администрацию на территории ряда сел Станично-Луганского района Луганской области.
Плотницкий напомнил, о необходимосити провести законные выборы в органы местного самоуправления.
«Донбассу нужны… нормальные выборы местной власти. Проявляя добрую волю и идя навстречу пожеланиям лидеров стран-гарантов минских договоренностей, мы четырежды переносили дату этих выборов с законного срока», — прокомментировал Плотницкий создание администраций.
А без выполнения Минска в страну вряд ли направят деньги зарубежных кредиторов и доноров. Тех же 3 млрд грн. катастрофически не хватило, что признают и сами украинские чиновники.
Так, как ранее заявлял вице-премьер-министр Украины Геннадий Зубко, для восстановления инфраструктуры Донбасса необходимо $15 млрд (около 372 млрд грн). В свою очередь, председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский, отмечал, что на восстановление и построение современной инфраструктуры только на подконтрольной украинскому правительству территории Донецкой области необходимо около 100 млрд грн. Это гораздо больше, чем выделенные властью деньги.
В условиях административной неразберихи, а также пробуксовки исполнения Минских соглашений, восстановление Донбасса рискует стать крайне сложной задачей.