Лидер партии «Успішна країна» Александр Клименко прогнозирует, что проходящая сейчас национализация ПриватБанка должна получить логичное продолжение в виде дальнейшего раздела бизнес-империи олигарха Игоря Коломойского. «Среди активов, которые «повесил» на банк Коломойский, есть интересные для президента и его окружения. Это и авиакомпания МАУ, и курорт Буковель, и даже телеканал «1+1». Есть среди них и актив, отобранный некогда у самого Клименко — сельхозпредприятие «Чумаки». Высока вероятность, что все активы также перейдут в собственность государства», — рассказывает Клименко, подразумевая здесь не само государство, а его нынешнего главу.
Поэтому, будет резонно напомнить, что из сокровищницы «Привата» досталось Коломойскому не совсем честным путем, и может быть отобрано под аплодисменты обиженных в прежние годы конкурентов.
НЗФ — будет ли реванш?
Никопольский завод ферросплавов изначально являлся одним из самых лакомых активов — своего рода бриллиантов в короне металлургического комплекса Днепропетровской области. Поэтому, украинские олигархи проявили к нему свой интерес еще в девяностых, когда Виктор Пинчук и Игорь Коломойский, владевшие крупными пакетами акций НЗФ, а также, Орджоникидзевского и Марганецкого горно-обогатительных комбинатов, договорились о совместной работе на предприятии — которое все еще оставалось в собственности государства.
Однако, Пинчук вполне резонно считал, что «ПриватБанк» присваивает себе большую часть прибыли. И в 2004 году, находясь в статусе зятя всемогущего президента Леонида Кучмы, воспользовался этим для того, чтобы купить контрольный пакет НЗФ в ходе торгов, на которые власти попросту не допустили его конкурентов.
Расплата пришла в 2005-2006 годах, после Оранжевого майдана, в который, кстати, тоже предусмотрительно вложился Игорь Валерьевич. Под руководством Геннадия Корбана «Приват Банк» развернул против Пинчука бешеную атаку, требуя национализировать Никопольский завод ферросплавов, вернув его в собственность государства. В этом активно поучаствовали честные майдановские активисты, которые требовали отобрать у олигарха Пинчука все, что было приобретено им во время правления тестя, а проплаченные приватовцами СМИ постоянно поднимали эту тему в информационном поле. В итоге, в 2006 году Виктор Пинчук вынужденно пошел на мировую, уступив контроль над Никопольским заводом ферросплавов и получив взамен 25% пакет акций в ферросплавном бизнесе «ПриватаБанка».
Характерно, что при этом Коломойский не упустил случая поглумиться над поверженным конкурентом. «Хороший ты человек, Витя. Сколько я тебя обижал, унижал, забирал у тебя бизнес — а ты все равно продолжаешь со мной общаться и даже на день рождения позвал!», — заявил он, выступая на праздновании пятидесятилетия Пинчука в швейцарском Куршевеле. А в офисе Геннадия Боголюбова стояла знаменитая скульптурная композиция, изображавшая Пинчука в образе мальчика, который подносит мячи играющим в футбол Коломойскому, Боголюбову и Ринату Ахметову. О чем, разумеется, не мог не слышать и зять Кучмы.
Поэтому, не стоит удивляться, если в случае развала империи Коломойского структуры Пинчука попробуют поживиться от ее активов, войдя в долю с Петром Порошенко, которого ранее не так уж и сильно интересовал металлургический бизнес.
«Укрнафта» — «скорее коломойская, чем государственная»
«Укрнафта» по праву считается крупнейшей нефтекомпанией Украины, а ее газоперерабатывающие заводы до сих пор являются крупнейшими украинскими производителями сжиженного газа. Она была образована в 1994 году — причем, 50% + 1 акция «Укрнафты» принадлежит государственной компани НАК «Нафтогаз Украины». В 1999-2003 годах структуры «ПриватаБанка» всеми правдами и неправдами скупили на рынке около 40% акций «Укрнафты». И уже вскоре Коломойский фактически заставил работать эту государственную компанию на себя.
Правда, до поры до времени этому сопротивлялся бывший председатель правления компании Олег Салмин, который оказывал приватовцам сопротивление во всех принципиальных вопросах. Однако, в июне 2002 года, когда Виктор Медведчук стал главой администрации Леонида Кучмы, Игорь Коломойский договорился со своими старыми знакомыми братьями Суркисами, обещая им поддержку в борьбе без правил и законов против их бывшего конкурента Григоришина. В итоге
Кучма заставил Салмина «добровольно» уйти в отставку, а «Укрнафту» возглавил прямой ставленник Коломойского — Игорь Палица — который, много лет спустя, в 2014 году, получит благодаря его поддержке пост одесского губернатора. «Отныне «Укрнафта» скорее коломойская, чем государственная», — прокомментировала это Юлия Тимошенко.
МАУ — небо под Беней
Авиаперевозки попали в поле зрения «ПриватБанка» еще в девяностых, когда он перехватил пакеты акций нескольких небольших региональных украинских компаний. В 2007 году по инициативе Коломойского была создана Украинская авиационная группа, осуществляющая чартерные и регулярные авиаперевозки по Украине, странам Европы, Азии и Северной Америки.
В ее состав вошли компании «Аэросвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа». А в 2012 году, после того, как женевско-днепропетровский миллиардер обанкротил «Аэросвит» — после того, как у Януковича попробовали заставить его рассчитаться с долгами за использование терминалов аэропорта Борисполь» — основным воздушным активом стала в очередной раз переоформленная компания «Международные авиалинии Украины».
Она стала летать по прежним аэросвитовским маршрутам, и всеми силами стремилась занять монопольное положение на рынке пассажирских авиаперевозок. В 2014 году, когда Коломойский занял пост днепропетровского губернатора, он сумел продвинуть на пост главы Госавиаслужбы бывшего топ-менеджера «Международных авиалиний Украины» Дениса Антонюка, который полностью подавил ее конкурентов — в первую очередь, иностранные компании. Представители известного лоу-коста Wizz Air заявили, что это приведет к уменьшению количества доступных маршрутов, сокращению количества авиаперевозчиков и повышению цен на билеты — однако это не волновало украинские власти, которые стремились заручиться лояльностью Коломойского сначала на президентских, а затем и на парламентских выборах.
В результате, МАУ полностью задушила украинский авиарынок, печально прославившись при этом заоблачными ценами и крайне низким уровнем сервиса. Так что, не стоит удивляться, если здесь вскоре тоже произойдут некие перемены — тем более, что у Порошенко вполне готовы прибрать к своим рукам приватизированное «ПриватБанком» небо страны.