Премьер Владимир Гройсман 25 октября заявил, что не против повысить зарплату депутатам Верховной Рады, хотя и денег на это нет. При этом, по его мнению, уровень жизни нардепов должен соответствовать уровню их доходов. «Мы должны вывести на абсолютный «свет» заработную плату депутатов и уровень их жизни. А для этого есть электронные декларации. Я бы очень хотел, чтобы их заработная плата совпадала с уровнем их жизни», — сказал Гройсман.
Зарплаты депутатов — в центре внимания СМИ. Между тем, проект бюджета много говорит об экономике страны и ее перспективах.
1. Живем не по средствам
Доходы бюджета в 2017 году должны составить 876 млрд грн. «Никто не понимает, почему именно такой бюджет нарисован. Почему выведена именно такая цифра — не больше и не меньше», — рассказал Ukrana.ru исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. По его мнению, заложенный в госбюджете трехпроцентный дефицит является слишком оптимистичным, ведь только процентные выплаты по иностранным кредитам составят около 5% ВВП — весь оборонный бюджет Украины.
«Бремя госдолга и без того уже достаточно велико — 90%, и увеличивать его не стоит. Даже трехпроцентный дефицит придется финансировать, и надо продолжать наращивать долг. Уже в этом году около 5% ВВП тратится только на обслуживание госдолга, выплату процентов по кредитам», — отмечает Устенко.
2. Реальные доходы населения и курс
В госбюджете на 2107 год заложен среднегодовой курс нацвалюты на уровне 27,2 грн. за доллар США. «Насколько я понимаю, расчет базируется на том, что Украина сможет привлечь в следующем году около $10 млрд внешнего финансирования, из которых порядка $4 млрд — прямые иностранные инвестиции, а $6 млрд — заимствования на внешних рынках», — отмечает Устенко.
Однако эксперт считает, что «этот расчет мог бы быть справедливым, если бы Украина стабильно двигалась по пути структурных реформ — боролась с коррупцией, снижала административные барьеры для ведения бизнеса, проводила реформу судебной системы, реформу системы государственного управления». Недополучение даже малой части кредитных средств или инвестиций может изменить курсовой параметр бюджета — с отметки 27,2 переместить его на более высокий уровень.
Это ставит под угрозу обещанное украинцам повышение социальных стандартов. Минимальная заработная плата должна вырасти на 10,1%: с 1 января до 1 600 грн., с 1 мая — до 1 684 грн., а с 1 декабря — до 1 762 грн. С такой же динамикой будет расти и прожиточный минимум (с 1544 грн. до 1700 грн.). Однако покупательная способность гривны падает на протяжении 2016 года. При проблемах с курсом она упадет еще больше, ведь Украина крайне зависима от импорта.
Как подсчитал украинский экономист Александр Охрименко, при заложенном в бюджете курсе доллара на следующий год (27,1-27,4 грн./$), среднестатистический украинец может претендовать всего на $1,86 в день, что ниже определенного ООН порога бедности в $1,9/день.
3. Расходы на силовиков вырастут
На чем не будет экономить страна, так это на финансировании армии и полиции. Всего на сектор безопасности и обороны в бюджете-2017 предусмотрено почти 130 млрд грн. — 5% ВВП страны. Непосредственно для нужд армии Минобороны получит 64 млрд грн. Остальные — более 65 млрд грн. — распределят между МВД, Государственной пограничной службой, Нацгвардией и Госслужбой по чрезвычайным ситуациям. В частности, финансирование МВД Правительство планирует увеличить на 5 млрд грн. по сравнению с текущим годом.
4. Образование и здравоохранение не в почете
Затраты на образование составят около 71 млрд грн., несколько меньше, чем в прошлом году. Общие расходы на здравоохранение по сравнению с текущим годом увеличены на 3,4 млрд грн. до 62 млрд. Но при этом значительная часть расходов была просто переложена на плечи местных бюджетов. Так, местная власть будет содержать значительную часть больниц и школ. Одновременно власти намерены сократить на 30% государственные субвенции регионам на нужды образования и здравоохранения. А значит сокращения школ, больниц и детских садов не избежать.
5. Население переводят на иждивение
На коммунальные субсидии в 2017 году планируют выделить на 10 млрд больше, чем в текущем году — 50 млрд грн. Однако реальные потребности граждан эксперты оценивают на уровне не менее 80 млрд грн. Тех, кто может платить по установленных правительством тарифам, все меньше.
Серьезнейшие опасения в расходной части бюджета вызывает и необходимость покрытия дефицита пенсионного фонда. В проекте бюджета на него заложены расходы порядка 6,5% ВВП.
«Это огромная сумма. Реформа пенсионной системы, что было закреплено в меморандуме о сотрудничестве МВФ и Украины, должна быть проведена немедленно, чтобы попытаться не допустить увеличения дефицитности бюджета и снизить дефицит пенсионного фонда», — отмечает Олег Устенко.
6. Скрытый дефицит
Под угрозой срыва находится выполнение целого ряда статей доходной части бюджета.
«Наиболее сомнительны шансы нахождения «украденных сокровищ Януковича». Вместо внесения их в доходную часть госбюджета я предпочел бы видеть вынесение этих параметров за скобки. Если вдруг эти деньги удастся заполучить, их можно было бы использовать на погашение существующих колоссальных государственных долгов. Но уж точно не стоит их в носить в доходную часть госбюджета, а тем более проедать их», — полагает Устенко.
Точно также в зону риска попадают доходы от приватизации. В этом году она была сорвана — вместо запланированных ранее 17,1 млрд гривен (почти $ 660 млн по текущему курсу) за первые три квартала 2016 года от продажи госактивов правительство поучило всего 73 млн гривен ($ 2,58 млн). Основную сумму приватизационных денег должен был дать Одесский припортовый завод. Но ценный актив слишком хорошо кормит госменеджеров, которые на него сели, чтобы те препятствовали его продаже.
Вызывает сомнения и запланированное увеличение поступлений в доходную часть госбюджета по налогу на прибыль. В правительстве надеются, что повысить собираемость налога поможет его снижение, однако в условиях продолжающегося экономического спада это также сомнительная инициатива.