Российское и украинское правительство больше не будут сотрудничать по вопросам использования нефтепродуктопроводов. Такое решение приняло 13 октября правительство РФ.
«Соглашением установлено, что нефтепродуктопроводы Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая, проходящие по территории Украины, эксплуатируются дочерними предприятиями АК «Транснефтепродукт» (100% обыкновенных акций АО «АК "Транснефтепродукт"» внесены в уставный капитал ПАО «Транснефть»). Соглашением регламентированы некоторые аспекты эксплуатации этих магистральных нефтепродуктопроводов. В феврале 2016 года участки, проходящие по территории Украины, были проданы ПАО «Транснефть» швейцарской компании International Trading Partners AG. Сделка была одобрена ФАС России 16 октября 2015 года и Антимонопольным комитетом Украины 22 декабря 2015 года. В связи с этим участие российской стороны в Соглашении нецелесообразно», — гласит распоряжение правительства.
Примечательно, что инициаторами разрыва соответствующего соглашения между кабминами России и Украины выступило не только профильное Минэнерго РФ, но и Министерство иностранных дел, что позволяет предположить, что вопрос носил не только экономический, но и политический характер.
Долго раскачивались
К разрыву соглашения об использовании нефтепродуктопроводов Россию подталкивали достаточно давно. Еще в 2011 году власти Украины пытались национализировать трубопроводы по бросовой цене. С победой Майдана ситуация обострилась.
«Поручение, которое я даю, Министерству экономического развития и торговому представителю Украины: мы ввели ряд санкций против РФ, но один из ключевых элементов — это закупка нефтепродуктов в РФ — почему-то не попал в санкционный список. Поэтому я прошу министерство экономики наработать механизм запрета на покупку нефтепродуктов в стране-агрессоре, которым является Российская Федерация, и на пятницу, чтобы мы вынесли это решение на внеочередное заседание правительства», — заявил незадолго до ухода в отставку премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
К тому времени участки российских нефтепродуктопроводов были проданы швейцарской компании. (Некоторые СМИ указывают на то, что ее «корни» теряются в России.)
Все это сделало межправительственное соглашение нецелесообразным.
«По сути, этими нефтепродуктопроводами ранее на Украину поставлялось дизтопливо, но в последнее время они простаивали и не были задействованы в поставках дизтоплива внутри страны», — отмечает в комментарии Ukraina.ru сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Даже если смотреть на поставки дизельного топлива — а именно для его поставок и использовались нефтепродуктопроводы «Транснефтепродукта», Россия — далеко не монополист на украинском рынке.
«Россия в среднем в отдельные периоды закрывает порядка 20% рынка дизтоплива на Украине», — рассказывает Марунич.
По его словам, Россия была хоть и важным, но не доминирующим игроком в этой отрасли.
«Это решение принято в рамках намеренного отказа РФ от использования Украины в качестве транзитной территории для газа, нефти, других продуктов. Это осознанная стратегия и она больно бьет по государству Украина, поскольку оно теряет транзитные поступления. Но по-другому не будет. Все уже запущено несколько лет назад», — отмечает Марунич.
И рассказывает об экономической составляющей решения.
«Проще инвестировать в строительство порта в Усть-Луге, например, и не платить деньги Литве, Украине и Эстонии и другим государствам, которые негативно относятся к Москве. Тут есть и политика, и экономика. Если бы были нормальные отношения, эти решения не были бы приняты так быстро. Но уже поздно», — резюмирует Марунич.
Злая соседская политика
Официальная Украина воспринимает Россию как страну-агрессора. В таких условиях поставлять топливо в эту страну и иметь там трубопроводы довольно рискованно.
Есть еще и моральный аспект проблемы. То, что до 2016 года российское дизельное топливо поставлялось на Украину, неоднозначно воспринималось как рядом россиян, так и жителями Донбасса. Причина — этот ресурс использовался Вооруженными силами Украины.
В сентябре 2016 года украинское издание «Наши деньги» сообщило, что 1 сентября Минобороны Украины заключило соглашение с дочерним предприятием «Юго-западного АО трубопроводного транспорта нефтепродуктов» — «ПрикарпатЗападтранс» о поставке дизельного топлива на 399,83 млн грн. (около $16 млн). Топливо, по информации украинских журналистов, было российским.
Однако уже через несколько дней решением Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) были обнулены большинство ранее выданных разрешений экспортерам.
«В целях обеспечения законодательства по экспортному контролю нас просят остановить транспортировку нефтепродуктов на Украину», — сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин.
Примечательно, что российское дизельное топливо поставлялось на Украину с весны 2016 года. В 2014 году поставки прекратили, мотивируя это отказом поставлять горючее для нужд ВСУ. В 2016 году углеводороды вновь разрешили поставлять, но с условием, что украинские контрагенты подтвердят, что закупленное в России топливо не пойдет не нужды армии.
Впрочем, это не значило, что в период с 2014 по 2016 годы Украина осталась совсем без топлива. Тут ее выручил еще один северный сосед, который сегодня является одним из главных игроков на украинском рынке дизтоплива — Белоруссия.
Собственно, наличие такого партнера гарантирует, что даже с прекращением действия межправительственного соглашения по нефтепродуктопроводам Украина не останется без «дизеля».
«Белоруссия — ключевой поставщик. Она в отдельные периоды покрывала более 50% — по импорту так вообще до 70% доходило, а внутри страны — до половины потребления», — рассказывает Марунич.
При этом эксперт указывает: белорусские нефтепродукты производятся из российской нефти.
Впрочем, и тут Украина не застрахована от проблем. На сей раз — в белорусско-российских отношениях. Лишь 12 октября завершился очередной нефтяной конфликт между государствами. Белоруссия передумала повышать тарифы на транзит российской нефти. В свою очередь, РФ восстановит объемы беспошлинных поставок нефти в РБ.
Если бы Украина разрешила конфликт внутри страны и наладила отношения с Россией, что от руководства страны уже потребовали многие украинские предприятия, Киев мог бы сыграть на противоречиях Москвы и Минска. Однако в нынешних условиях политике принесено в жертву решительно всё. Поэтому нефтепродуктопровод, который в другие годы мог бы выручить украинских аграриев — одних из основных потребителей дизельного топлива наряду с армией — и будет простаивать.