Реформа украинских судов. Сбой системы - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реформа украинских судов. Сбой системы

Читать в
На Украине официально объявлено о старте судебной реформы. С самого начала она привела к почти полной остановке судопроизводства по всей стране. Объявленные цели реформы - независимая судебная система и правосудие для всех - откладываются на неопределенный срок, а то и вовсе оказываются недостижимыми

Демарш Верховного суда

3 октября украинский Верховный суд выпустил обращение, в котором назвал судебную реформу неконституционной. Поводом для такого громкого заявления стала ликвидация Верховного суда в рамках этой реформы.

Соответствующее решение единогласно принял пленум Верховного суда 3 октября. Председатель Верховного суда Ярослав Романюк считает, что была нарушена процедура ликвидации судов.

«Полномочия относительно ликвидации судов отнесены к полномочиям президента Украины. Но решение о ликвидации Верховного суда и высших спецсудов почему-то принял другой орган — Верховная Рада», — сказал он.

По словам Романюка, закон «О судоустройстве и статусе судей» принят «на эмоциях», в результате политических договоренностей.

Политическая целесообразность

Хотя в пояснительной записке к закону о судебной реформе говорится, что «основной задачей этого органа судейского управления является обеспечение независимости судебной власти», на деле все оказывается совсем не так.

Президент Петр Порошенко сумел найти такой ответ на требования международных организаций типа ОБСЕ и Совета Европы, который устраивает и его самого. Так, западные партнеры требовали, чтобы президент и парламент перестали влиять на назначение судей. Формально это требование выполнено — теперь кандидатов в судьи  судей выбирает создаваемый Высший совет правосудия. Его основой станет ныне действующий Высший совет юстиции.

© Пресс-служба президента Украины / Перейти в фотобанкЗаседание Верховной рады Украины
Заседание Верховной рады Украины

Однако окончательное слово о назначении судьи остается за президентом. Кроме того, Высший совет юстиции составляют в большинстве своем близкие к президенту люди, а остальных активно выдавливают.

Яркий пример — дело члена ВСЮ Павла Гречкивского, связанного с соратником экс-премьера Арсения Яценюка Николаем Мартыненко. Гречкивского уже обвиняют в вымогательстве взятки размером почти полмиллиона долларов. Это в судейских кругах воспринимается как попытка Порошенко еще больше усилить  свое влияние в будущем Высшем совете правосудия.

Жесткий контроль или безнаказанность

Сторонники судейской реформы в ее нынешнем варианте говорят об усилении контроля над судьями. В частности, приводится тезис о том, что теперь судья может быть отправлен за решетку без вынесения обвинительного приговора судом — в случае задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Однако судьи при этом не будут нести никакой ответственности за вынесение неправосудных решений или за нарушение ими присяги. Согласно закону, увольнять судей за такие решения запрещается.

Очевидно, что в случае, если судью не поймали на горячем во время получения взятки, то он может принимать любые судебные решения, не неся за это никакой ответственности.

Кроме того, уволить судью Конституционного суда может лишь сам КС не менее чем двумя третями голосов — то есть, КС сам себя контролирует… Также реформой ликвидирован прокурорский надзор за деятельностью вооруженных формирований, правоохранительных органов и мест лишения свободы. Упразднен и парламентский контроль над судьями.

Быстро или медленно

На сайте Верховной Рады сообщается, что на 25 октября 2015 года назначено начало рассмотрения проекта закона о внесении изменений в Конституцию в разделе «Правосудие». Среди прочего в статью 129 о том, что «судья, осуществляя правосудие, является независимым и руководствуется верховенством права» добавлен пункт о «разумных сроках рассмотрения дела судом».

Ни для кого не секрет, что украинские суды могут рассматривать важные дела годами, если не десятилетиями, не вынося никаких решений. При этом подсудимые весь это срок могут провести за решеткой, а потом выйти на свободу полностью оправданными.

Для того, чтобы мотивировать полицию и прокуратуру быстрее расследовать, а суды — быстрее рассматривать дела, ранее  принят так называемый «закон Савченко», который засчитывал один день в следственном изоляторе как два дня тюремного заключения. Однако он впоследствии подвергся резкой критике за то, что по этому закону на свободу вышли тысячи осужденных по тяжким и особо тяжким делам — убийцы, насильники, грабители.

Вскоре этот закон будет пересмотрен либо отменен, однако проблема долгого рассмотрения дел в судах останется. Ведь одной лишь строки в Конституции о необходимости рассмотрения дел в разумные сроки явно недостаточно.

Еще больше замедлит рассмотрение дел в судах массовое увольнение судей. В первый день реформы было уволено не менее половины служителей фемиды. Это практически парализовало работу судебной системы. Так, заседания по административным делам, которые сейчас рассматриваются, назначаются как минимум на июнь 2017 года —  вести их просто некому.

Арсений Яценюк в бытность свою премьером заявлял, что «судебная реформа среди прочего предусматривает увольнение всех 9000 судей», так что мы можем ожидать еще более интересных последствий.  Тем более, что судьи уже сейчас массово пишут заявления об увольнении — не дожидаясь люстрации.

И снова люстрация

Реформа предусматривает не только увольнение судей, но и ликвидацию целого ряда судов. Помимо Верховного суда это система Высших специализированных судов. Также будут сокращать часть районных судов, в целом украинская судебная система из четырехуровневой станет трехуровневой.

В судах, которые продолжат работу, судьи должны будут пройти переаттестацию.  Аналогичные процессы уже прошли в ходе реформы МВД. Фактически их итогом стало увольнение компетентных следователей и оперативников. Вместо них набрали сотрудников, верных власти, но не имеющих никаких навыков работы в правоохранительных органах. Как результат — многократный рост преступности в стране.

Эксперт «Украинской Политконсалтинговой Группы» Дмитрий Разумков считает, что  при проведении судебной реформы будет крайне опасно наступать на те же грабли.

«Самое страшное в этой истории то, чтобы не получилось, как было с люстрацией. Люстрация в том числе убрала много компетентных и опытных специалистов, которые занимали те или иные должности при предыдущей власти», — заявил Разумков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Отложенный взрыв

Коллега Яценюка по фракции «Народный фронт», глава МВД Арсен Аваков уже заявил, что реформированные суды смогут начать полноценную работу не раньше чем через пять лет.

«Если он есть, этот кадровый резерв, его надо требовать. А если его нет — мы должны честно себе сказать, что живем в переходный период, который будет длиться около 5 лет», — приводит слова Авакова пресс-служба МВД Украины.

В стране — политическая нестабильность. Разговоры о возможных досрочных выборах не только депутатов Верховной Рады, но и президента, не утихают ни на минуту. Рейтинги власти уже упали до уровня примерно 10% и продолжают падать. В такой ситуации пятилетний срок с очень высокой долей вероятности превращается в «никогда».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала