Битва за остатки «Нафтогаза»
В последнее время на Украине разворачивается очередной газовый скандал. В рамках выполнения требований так называемого «Третьего энергопакета» украинское правительство попыталось вывести компанию «Укртрансгаз» из подчинения НАК «Нафтогаз Украины» и передать контроль над ней Минэкономразвития страны.
Это вызвало серьезное недовольство у руководства «Нафтогаза». Глава компании Андрей Коболев заявил, что изменения устава компании и передача функций управления «Укртрансгазом» Минэкономразвития страны нарушает условия кредитного соглашения с ЕБРР и может являться потенциальной причиной дефолта по задолженности «Нафтогаза».
Как уточнил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, под угрозой оказалось получение кредита Всемирного банка на $500 млн, кредит ЕБРР на $300 млн и международные кредиты на сумму более чем миллиард долларов. Заявления Витренко и Коболева сразу поддержали в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР).
«Мы очень встревожены этим фактом, он может иметь очень серьезные последствия», — заявил представитель ЕБРР Антон Усов.
Как рассказал Ukraina.ru эксперт по энергетическим вопросам, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, поддержка со стороны ЕБРР и международных кредиторов, оказанная главе Коболеву, доказывает заинтересованность ЕБРР в контроле над «Нафтогазом». По данным Корольчука, Коболев и Витренко связаны с ЕБРР и рядом других европейских финансовых организаций.
«ЕБРР тогда использовала ситуацию неразберихи в 2014 году, когда президента не было, начались волнения в Крыму и на востоке Украины, для того чтобы протолкнуть лояльных им Коболева и Витренко в руководство НАК НАфтогаз. Коболев и Витренко вошли в сговор с ЕБРР, рядом частных европейских банков и частью трейдеров, занимающихся реверсными поставками газа. Эти структуры максимально поддерживают своих ставленников, что показал конфликт вокруг «Укртрансгаза», — отмечает эксперт.
Он уверен — ЕБРР и другие иностранные кредиторы заинтересованы в том, чтобы «Нафтогаз» контролировал украинскую ГТС и принял участие в создании совместного предприятия управлению ГТС. При этом европейцев интересует не столько труба, сколько уникальные подземные хранилища газа на западной границе Украины. Эти хранилища упрощают логистику и позволяют без проблем проходить пиковые нагрузки на систему в зимние месяцы.
«Сейчас контроль над процессом создания этого совместного предприятия отбирает группа Порошенко, контролирующая правительство. И это очень показательный момент раскола в отношениях Украины и ЕС — по крайней мере, в энергетическом секторе», — подчеркивает Корольчук.
Труба, поделенная на два
Одним из следствий конфликта вокруг «Укртрансгаза» стала откровенная пресс-конференция главы предприятия Игоря Прокопива 16 сентября. На ней он рассказал, что украинская ГТС находится на грани краха.
«У нас большое количество неликвидов. У нас слишком большое количество мощностей — 30% наших компрессорных станций нужно ликвидировать. Мы даром удерживаем людей по 2-3 года», — сказал Прокопив.
По его данным, мощности украинской ГТС загружены уже сейчас не более чем на 50%. Прокопив заявил, что компания приняла и согласовала план консервации ГТС Украины. Из существующих 24 тыс. км магистральных газопроводов останется не более 12 тыс. км. Из 72 компрессорных станций планируется оставить не более 20. Из 28 тыс. сотрудников «Укртрансгаза» после выполнения плана по консервации останется всего 8 тыс. человек — сокращение более чем в три раза. 22 тысячи человек пополнят украинскую армию безработных.
Заявления Прокопива не на шутку всполошили руководство Нафтогаза. Уже 19 сентября глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявил, что после того, как будет разрешен конфликт вокруг «Укртрансгаза», его нынешний глава Прокопив будет уволен.
Все меньше топлива в трубе
Причин сокращения транзита несколько. Во-первых, уже к концу сентября Россия может получить полный доступ к европейскому газопроводу OPAL, который сейчас может использовать только на 50%. Кроме того, может быть увеличен объем прокачки газа через Белоруссию. Только эти два решения позволят сократить объемы украинского транзита примерно на 10 млрд кубов с нынешних 60 млрд. кубометров.
При том, что российско-украинский контракт подразумевает прокачку 110 млрд. кубов российского газа ежегодно. Впрочем, нарушение обязательств здесь имеет обоюдный характер: Украина не выбирает обозначенные в контракте объемы газа (за что предусмотрены санкции), Россия — не прокачивает обещанные объемы газа по территории Украины (за это в контракте санкций нет).
Упомянутый контракт, подписанный в 2009 году, имеет срок до 2019 года и вряд ли будет продлен. По прогнозам, в 2021 году могут заработать на полную мощность газопроводы Северный поток-2 и Турецкий поток.
В связи с этим объемы прокачки газа через украинскую ГТС к 2021 году упадут минимум вдвое — до 30 млрд кубометров в год. Граница рентабельности ГТС будет перейдена, прибыль превратиться в убытки.
Последствия сокращения транзита
Снижение транзита и, как следствие, падение рентабельности — и есть главная причина запуска плана консервации трубы, о котором говорил Прокопив.
Из трех главных направлений магистрального трубопровода останется только южное. И речь в данном случае не только о деньгах, но и об обеспечении газом части украинских регионов.
Дело в том, что газораспределительные сети на Украине интегрированы с магистральными газопроводами. Для того чтобы доставлять газ в целый ряд областей, необходимо уже сейчас начинать строить множество ответвлений от оставшейся магистральной ветки.
«Прежде всего, пострадают северные и центральные регионы — Черниговская, Киевская, Житомирская, Ровенская, Волынская, Черкасская, Винницкая, Хмельницкая области. Может пострадать и Донбасс — если к тому времени он реинтегрируется в состав Украины. Харьковская и Полтавская области смогут прожить на газе собственной добычи. Ну а поставки в Болгарию и Турцию по южному направлению будут еще оставаться достаточно долгое время, на этот счет есть вполне определенные договоренности», — отмечает Корольчук.
План консервации есть, а плана строительства новых распределительных газопроводов — нет. И это очень большая проблема.
«Перестройка ГТС после остановки двух из трех магистральных веток должна начинаться уже сейчас, иначе появятся риски, что данные работы потом будут производиться в авральном порядке, и их качество, само собой, будет ниже всякой критики. Это должны быть капитальные работы стоимостью более одного миллиарда долларов. Но пока никто это даже не просчитывает, не говоря уже о том, чтобы начать работы», — констатирует эксперт.
Средства на строительство трубопроводов нужно выделять уже сейчас, а правительство может не досидеть не то что до 2021 года, а и до конца нынешнего. Никто не думает во временном разрезе больше года.
Спасение рядового транзита
Тем временем в Киеве надеются, что США сможет надавить на европейских бюрократов с тем, чтобы они запретили не дали России реализовать новые трубопроводные проекты. Ранее таким образом было остановлено строительство уже практически забытого Южного потока, который должен был идти через Болгарию.
«В "Нафтогазе" и правительстве рассчитывают только на то, что США и европейская бюрократия не позволят построить Северный поток-2 и Турецкий поток, что удержит на плаву ГТС Украины», — подчеркивает Корольчук.
Но вероятность реализации нового Турецкого потока весьма высока, поскольку влияние ЕС на турецкие власти гораздо меньше, чем на болгарские. В связи с этим срыв договоренностей, достигнутых руководством России и Турции, маловероятен.
В то же время этот проект находится на гораздо более ранней стадии, чем Северный поток-2, реализация которого проще, поскольку маршрут уже проложен. К тому же стоимость транзита газа, который поставляется по нему в Германию, заметно ниже, чем цена доставки через территорию Украины.
«Стоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через территорию Украины при существующем транзитном тарифе», — заявлял глава Газпрома Алексей Миллер.
Маловероятно, что бережливые немцы захотят терять миллионы евро ради спасения молодой украинской демократии. Уровень политической поддержки Украины со стороны Берлина в последнее время заметно снизился. Об этом говорит тот факт, что глава МИД ФРГ на днях потребовал от Киева исполнения Минских соглашений именно так, как их понимает руководство России, и отказался поддержать требования Украины по возврату контроля за российско-украинской границей в Донбассе.
Если нынешняя украинская власть продолжит «зарывать голову в песок» и не увидит, наконец, всю серьезность рисков, которые стоят перед украинской ГТС, то страну в ближайшие годы может ожидать серьезнейший коммунальный кризис, в результате которого огромная часть страны рискует остаться без газа и отопления.