Бюджет для коррупционеров
Украинские бюджет, судя по всему, будет принят вовремя, чего не наблюдалось в последние годы. И, судя по всему, это единственный его плюс. Сбалансированный бюджет, о котором поспешили заявить некоторые политики, на самом деле является бюджетом — нет, даже не проедания — бюджетом коррупции. И главный источник этой коррупции — субсидии, которые в проекте финдокумента выросли до колоссальной суммы в 53 млрд. грн. При этом, к примеру, на проекты энергосбережения Кабмин планирует выделить лишь 800 млн грн. Хотя именно здесь кроется колоссальная реформаторская повестка для Минэнерго, «Нафтогаза» и страны в целом.
Огромный дефицит бюджета в 78 млрд грн покрывать, по замыслу составителей, будут, вероятно, иностранные доноры — США, ЕС и институциональные кредиторы вроде ЕБРР, все еще верящие в украинские реформы. Или, делающие вид, что верят. Так или иначе, но почти $3 млрд на дороге не валяются, вернуть этот долг деньгами страна не сможет. А значит, надежда на расчет активами. Ту самую большую приватизацию, анонсированную Порошенко. Но и здесь не все просто.
На ключевых госактивах — Центраэнрего, Одесском припортовом заводе, Запорожском титано-магниевом комбинате давно кормят бизнесмены, близкие к Порошенко. Купить эти предприятия они не могут — дорого и имиджевые риски для президента велики. А значит, приватизацию всеми мыслимыми способами будут тормозить. Европейцам и американцам снова подсунут «что-нибудь ненужное», снова обманут. А значит, будут напрямую затронуты бизнес интересы спонсоров нынешних киевских властей. Того же Сороса и прочих деятельных. А те умеют отстаивать свои интересы в самых высоких кабинетах. Те, что гораздо выше кабинетиков на улице Банковой и Грушевского.
В этом опасность и нынешнего госбюджета и обязательств, которые вопреки здравому смыслу берет на себя Украина и украинская власть.
ЕС думает, как жить дальше
В Братиславе стартовал неформальный саммит ЕС. На нем будут показательно наказывать Великобританию — чтоб другим неповадно было и раздумывать о будущем Союза. Для подавления внутреннего сопротивления Брюссель готов применять тяжелую артиллерию в виде сокращения субсидий из общего бюджета нелояльным членам. В частности, в отношении стран Вышеградской четверки — наиболее требовательных в политическом плане (вопрос мигрантов) и наименее самостоятельных — в экономическом.
Германия и Франция хотят цементировать кирпичи в стене под названием ЕС, превратив объединение в то, что многие эксперты обозначили как Соединенные Штаты Европы. Отсутствие границ, единая внешняя политика при максимальной самостоятельности регионов в плане реализации экономического потенциала и предоставлении социальных гарантий гражданам территорий.
Еще один итог нынешнего саммита состоит в том, что украинская тематика задвинута на второй план. Европе откровенно не проблем Украины, и чем меньше Киев будет тревожить своими проблемами Брюссель, Берлин и Париж, тем лучше. В противном случае можно попасть под горячую руку Штанмайера и Эро, которые настаивают на выполнении Киевом Минских соглашений «от сих до сих».
Смотрины для президента
Нынешний саммит стран СНГ снова прошел в Бишкеке без Украины. Даже подмена понятий — СНГ вместо России, которая помогла бы официальному Киеву преодолеть выпестованную по отношению к Москве брезгливость, не спасла ситуацию. СНГ без Украины не полноценное объединение, и принимая эту данность во внимание лидерам входящих в объединение государств не скучно будет порассуждать о будущем и перспективах этого объединения.
О том, что СНГ — все еще важная площадка для принятия решений, говорит хотя бы тот факт, что именно там состоялись смотрины будущего (с высокой долей вероятности) президента Узбекистана Шавката Мирзяева. После смерти Ислама Каримова, правившего бессменно страной почти 26 лет, Мирзяев может стать той компромиссной фигурой, которая устроит узбекские элиты. Но, как утверждают эксперты, в дальнейшем новому лидеру еще предстоит пройти серьезную проверку на прочность. Попытки раскачать ситуацию в Узбекистане вполне вероятны. Исламские радикалы, которые не устраивает светская власть в этой среднеазиатской республике, и пытались это сделать при помощи террора и раньше, при Каримове.