Рокировка руководителей администрации президента Украины, в результате которой на место Бориса Ложкина был назначен бывший харьковский губернатор Игорь Райнин, оставила у наблюдателей двоякое впечатление. С одной стороны, это событие задало старт осеннему политическому сезону, который обещает быть гораздо более жарким, чем осень прошлого года. Однако, с другой стороны, случившаяся кадровая перестановка совершенно очевидно продемонстрировало, насколько обесценилась за минувшее десятилетие должность руководителя аппарата главы государства, которая когда-то считалась одной из ключевых в украинской политике.
Ukraina.ru разобралась, почему пост, с которого раньше управляли страной, утратил свое былое значение — и бывший Генштаб украинской политики превратился едва ли не в ее отдаленный провинциальный гарнизон.
Первый «администратор»
Двадцать пять лет назад, в декабре 1991 года, вскоре после провала путча, Украина получила своего первого президента — а с ним и первого секретаря президентской администрации, которую возглавил комсомольский и партийный руководитель Николай Хоменко. Бывший электромонтер шосткинского объединения «Свема» попал на эту должность не просто так — в восьмидесятых годах он сделал стремительную политическую карьеру в Компартии, курируя финансовые и хозяйственные вопросы партийной жизни. Бывший главный идеолог КПУ Леонид Кравчук, который, по словам однопартийцев, недолюбливал Хоменко, был вынужден взять его на работу, в силу огромного теневого влияния этого человека, который контролировал распределение комсомольско-партийной собственности, приватизированной первыми украинскими капиталистами.
«Наверное, Хоменко был самым незаметным и непубличным из первой когорты украинских лидеров, — говорит бывший член ЦК ЛКСМУ. — Но именно у него собирались все данные о собственности и активах партийных и комсомольских организаций.
Именно он оттер от власти других рвавшихся к ней тогда «комсомольцев» — условных турчиновых, которым потом пришлось годами бороться за нее на майданах. Названия кооперативов, нотариальные документы, сведения о транзакциях и платежах — все это было в его ведении. С Леонидом Макаровичем у Хоменко сложились непростые отношения — секретарь Администрации Президента был достаточно независимым человеком, и полноценного секретаря АП из него, наверное, так и не получилось. В конце своего срока Кравчук вообще подозревал Николая Григорьевича в том, что он сочувствует своему земляку с Черниговщины Леониду Кучме. Якобы, он даже провозглашал на одном сабантуе тост за «Леонида Второго».
Эпоха «сильных»
С избранием Леонида Кучмы, который учредил должность главы Администрации Президента Украины, этот пост почти сразу же приобрел огромное политическое значение. Аппарат «Леонида Второго» возглавил Дмитрий Табачник — молодой, амбициозный историк, который одним из первых стал писать на темы репрессий и Голодомора, подготовив известную статью о Льве Троцком — «Красный Лев революции». Именно Табачник выстроил систему Администрации Президента Украины в ее нынешнем виде — причем, по словам очевидцев, он брал за образец систему аппарата президента США.
Влияние Табачника касалось не только ситуативных вопросов, когда он помогал разрешать конфликты нарождавшейся украинской бизнес-элиты. Именно в недрах президентского аппарата вызрела схема принятия ныне действующей Конституции Украины, которую безуспешно пытались блокировать представители Соцпартии и КПУ, требуя особого статуса для русского языка. Активные кулуарные интриги людей Табачника, которые сумели договориться с некоторыми социалистами и коммунистами, как раз и подарили стране ее нынешний Основой закон.
По исполнении конституционной миссии Табачника сменил Евгений Кушнарев, который только добавил этой должности веса и авторитета, представляя и интересы индустриальной элиты Юго-Востока страны.
Назначая его на эту должность, Леонид Кучма шел на встречу «красным директорам», которые сыграли огромную роль в его избрании на президентский пост, и были не очень довольны чисто политическими функциями и интересами Табачника.
Однако Кушнарев не стал лоббистом индустриальных генералов — с осторожного согласия президента он активно включился в борьбу нарождающихся олигархических кланов, пытаясь противодействовать аппетитам «днепропетровских» и киевской группе «социал-демократов», которая также заявила свои претензии на власть в Украине. Кушнарев был первым главой АП, на которого якобы готовили покушение — что показывает, какое значение приобрела при нем аппаратная должность.
Излишняя политическая самостоятельность в итоге привела Кукшнарева к отставке — и вслед за ним должность главы Администрации президента Украины последовательно занимали Николай Белоблоцкий и Владимир Литвин, которые были послушными ретрансляторами воли своего патрона-президента. Набрав силу и утвердив свою власть в стране, Кучма отдал свой аппарат послушным исполнителям. Однако, начало массовой протестной акции «Украина без Кучмы» и растущая популярность оппозиции во главе с Юлией Тимошенко и де-факто подыгрывавшим ей премьер-министром Виктором Ющенко, заставила его искать сильного руководителя, который помог бы президенту взять под контроль политические процессы в стране. Владимир Литвин так же стал участником «кассетного скандала» и на эту роль более не подходил.
«Серый кардинал»
«Кардиналом Ришелье», на которого сделал ставку президент, стал Виктор Медведчук — бывший юрист и лидер влиятельной группы киевских бизнесменов, которые группировались вокруг партии СДПУ(о). По некоторым данным, Кучма изначально рассматривал возможность назначить на эту должность Александра Зинченко или Евгения Плужникова, однако после личных бесед с Медведчуком, он решительно сделал выбор в пользу Медведчука, который показался ему волевым и инициативным политиком. Главной задачей нового главы Администрации Президента Украины стала борьба с либеральной оппозицией, опиравшейся на поддержку и финансирование Запада.
При этом Медведчук стал первым главой президентского аппарата, который пытался активно и системно влиять на информационное поле Украины, где как раз начали набирать вес и силу первые политические интернет-издания.
Именно при нем АП впервые попыталось получить контроль над топовыми телеканалами Украины, и именно с именем Медведчука связывалось появление пресловутых «темников» для работников СМИ — которые, впрочем, используются сейчас гораздо более активнее, чем это когда либо практиковалось при президенте Кучме.
В итоге, Виктор Медведчук приобрел колоссальное влияние на политические процессы в стране, которое не имел ни один человек, руководивший президентским аппаратом до или после этого человека. По замыслу президента, сильный глава АП должен был уничтожить влияние двух рвавшихся к власти Викторов — Ющенко и Януковича — нейтрализуя амбиции и аппетиты стоящих за ними кланов.
Леонид Кучма доверил ему кампанию противодействия протестным акциям оппозиции, а затем поручил опытному юристу Медведчуку разработку конституционной реформы, которая позволила бы «Леониду Второму» сохранить власть по истечении своего второго срока, получив должность премьер-министра страны. Однако, эта схема, которая сработала позднее в России, так и не была реализована на Украине из-за победы Оранжевой революции.
Пчелы президентского улья
Победа первого Майдана означала крушение власти Медведчука. Причем, новый «оранжевый» режим относился к нему настолько враждебно, что президент Ющенко сразу же ликвидировал должность главы АП, которая прочно ассоциировалась с его демонизированной недоброжелателями личностью.
Созданную им должность госсекретаря, а затем — главы Секретариата Президента Украины вначале занимал переметнувшийся из кучмистского лагеря Александр Зинченко, который покинул ее вследствие смертельной болезни. После него этот пост занял Олег Рыбачук (президентский кум Иван Васюник руководил секретариатом всего одни сутки — 6-7 сентября 2005 года), все политические достоинства которого сводились к умению осваивать иностранные гранты.
Однако, как только новый режим растратил кредит народного доверия и популярности — умудрившись сделать это в рекордные сроки — Ющенко попытался найти себе нового Медведчука — сильного политика, который позволил бы ему контролировать политические процессы в стране, опираясь на ресурсы Администрации Президента. По иронии судьбы, на эту должность был избран неформальный правитель Закарпатского региона Виктор Балога, который был связан с Виктором Медведчуком прежними деловыми интересами и неформальными связями.
С его помощью Ющенко пробовал воздействовать на непослушных олигархов и даже предпринял попытку резко усилить свою власть, подчинив себе Кабинет Министров. Однако политический кризис весной 2007 года сыграл на руку Юлии Тимошенко, которая де-факто стала руководительницей страны — и сравнительно быстро добилась отставки проигравшего ей в конкурентной борьбе Балоги. Его место заняла Вера Ульянченко — доверенное лицо Ющенко, которая также безуспешно пыталась противодействовать растущему влиянию Тимошенко, выстраивая против нее причудливый альянс олигархов, регионалов и националистов.
От Левочкина до Ложкина
Заняв президентский пост, Виктор Янукович восстановил старую кучмовскую должность главы Администрации Президента Украины, как бы показывая этим преемственность, разорванную эпохой политического господства «оранжевых». Однако, эту должность занял не новый Медведчук, а склонный к кулуарным интригам и компромиссам Сергей Левочкин, который не рассматривался Януковичем в качестве своего политического конкурента.
Он руководил аппаратом президента рекордный срок — вплоть до начала 2014-го года. И все это время должность главы АП стремительно девальвировалась в политическом смысле — несмотря на достаточно активную публичную деятельность Левочкина, который обращал особое внимание на работу со СМИ и старался понравиться влиятельным иностранным политикам, Администрация Президента так и не стала центром политической жизни, которой она, безусловно, была в эпоху позднего Кучмы.
Молодые амбициозные политики из окружения президента и членов его семьи — Арбузов, Захарченко и Клименко — активно воздействовали на Януковича в обход его администрации. А старые опытные регионалы — Клюев, Азаров и Ахметов — старались не допустить чрезмерного усиления Левочкина.
Именно это в итоге подтолкнуло главу АП к антипрезидентской фронде. С самого начала Евромайдана Левочкин активно задействовал свои медийные ресурсы для раскрутки киевских акций, заручившись поддержкой недовольных Януковичем Коломойского и Пинчука — что во многом и предопределило успешное развитие майдановских протестов.
Андрей Клюев, который возглавил аппарат Януковича 24 января 2014 года, так и не успел сделать на этом посту ничего существенного. А после смены власти, когда исполняющим обязанности президента Украины стал Александр Турчинов, его секретариатом руководили Олег Рафальский и Сергей Пашинский — которые, главным образом, использовали внезапно попавший им в руки админресурс для того, чтобы обеспечить будущее нескольких поколений своих семейств.
Политическое значение должности главы Администрации Президента стало в этот период еще более номинальным, чем во времена Левочкина — и когда должность руководителя АП занял Борис Ложкин, она не сильно набрала в весе. Медиа-магнат Ложкин, распродавший свою империю по кускам, в буквальном смысле слова потерялся между наиболее влиятельными фигурами нового режима, которыми являлись оппонировавшие Петру Порошенко Яценюк, Аваков и Турчинов, а также близкий к президенту Владимир Гройсман, который умело оттер Ложкина от доступа к телу патрона, а затем отказался включить его в состав своего правительства.
С тех пор отставка Ложкина стала отложенным во времени фактом. Провалив земельную реформу, он дважды пытался уйти с этой должности, громко хлопнув за собой дверью, однако Порошенко не удовлетворял его просьбу об отставке — причем, именно потому, что должность главы АП практически лишилась к этому времени своего прежнего веса.
И сейчас, когда секретариатом главы государства занялся Игорь Райнин, страна вряд ли почувствует какие-то системные изменения в структуре власти. А безграничное влияние Виктора Медведчука по-прежнему останется недостижимой мечтой для его нынешних эпигонов.