С 20 августа по 23 сентября в Музее Москвы будет проходить необычная выставка «Август 1991. Москвичи вспоминают», посвященная событиям августовского путча 1991 года. Она рассказывает о том, как зафиксировала эти события коллективная память москвичей, и что они думают о ГКЧП сейчас — через двадцать пять лет после попытки направить историю народов бывшего СССР в иное, альтернативное русло.
Стенды выставки переносят посетителей на жаркие московские улицы, где одетая в вареные джинсы молодежь размахивала триколорами перед застрявшей на улицах бронетехникой, и строила баррикады у здания Дома Советов, радостно приветствуя кумиров демократической оппозиции.
Здесь в равных пропорциях представлены документальные видеоролики и работы известных фотографов, хорошо знакомые нам по газетам и книгам, и любительская фотохроника тех летних дней — старые, нигде не публиковавшиеся снимки и видеозаписи, которые сделали участники противостояния в центре Москвы, туристы или обыкновенные уличные зеваки.
Концепция экспозиции намеренно противопоставляет ее официальной историографии — организаторы пытались показать субъективный взгляд обыкновенных и аполитичных людей, которые неожиданно для себя оказались в центре эпохального исторического события — краха целой политической системы и развала огромной страны. По словам директора Музея Москвы Алины Сапрыкиной, кураторы хотели показать «феномен ГКЧП» сквозь призму человеческих чувств, взаимоотношений, записанных свидетельств, чтобы люди сами высказались о том, что произошло четверть века назад. С этой целью студенты Института профессиональной и любительской фотографии провели уличный опрос москвичей, записав их воспоминания, которые могут послушать посетители.
«Я была у бабушки. Помню, что в этот день весь день показывали по телевидению «Лебединое озеро» и это было очень удивительно, потому что мы ждали «Санту-Барбару», — вспоминает тридцатишестилетняя москвичка Елена — напоминая о том, что огромное множество людей остались тогда в стороне от происходящего, не понимая, что на московских улицах, возможно, решается судьба нескольких поколений.
В то же время, другие советские граждане ожидали от провала путча кардинальных изменений в своей жизни — не предполагая, правда, какими они окажутся.
«Я закончил как раз школу и готовился поступать в институт. Подробностей не припомню, но ощущение складывалось, что что-то серьезно меняется и, казалось, что к лучшему. Все были воодушевлены», — говорит сорокатрехлетний москвич Кирилл.
Помимо этого, в рамках выставки представлена образовательная и дискуссионная программа, подготовленная совместно с Президентским центром Бориса Ельцина. Посетители смогут прослушать лекции участников развернувшейся в августе 1991 года политической борьбы и поучаствовать в дискуссиях, которые будут проходить в музее с участием известных журналистов, политологов, социологов и общественных деятелей.
В эти же дни центр Бориса Ельцина организовывает фестиваль «Остров-1991», также посвященный теме ГКЧП. Он пройдет 20 августа неподалеку от Музея Москвы — в Парке искусств «Музеон», где будут реконструированы события августа 1991 года. В рамках этого мероприятия анонсированы лекции, дискуссии, кинопоказы, а также сольный акустический концерт Вячеслава Бутусова, который представит песни группы «Наутилус Помпилиус» — голоса поколения начала девяностых годов. Участники фестиваля смогут заглянуть в один из «баррикадных» троллейбусов, который, как оказалось, до сих пор сохраняется в «Моспастрансе». И поучаствуют в театрализованных перформансах, которые обещают воссоздать дух эпохи реставрации российского капитализма.
А вот критики фестиваля указывают на то, что мероприятия центра Бориса Ельцина стремятся представить события 1991 года в одностороннем, сугубо позитивном и даже идеализированном ключе, полностью игнорируя трагические последствия распада СССР и последовавшего за этим социального кризиса, от которого пострадали миллионы жителей распавшейся страны. По их мнению, это своеобразная попытка рекламы девяностых, в которые хотят снова вернуть нынешнюю Россию — в первую очередь, рассчитанная на новые поколения россиян.