Сегодня народный депутат и Герой Украины Надежда Савченко представила свой план спасения Украины.
«Предлагаю национальную идею — народное государства Украина», — заявила она.
По ее словам, на ближайших выборах украинцы должны избрать 100 представителей, задача которых написать Конституцию Украины в закрытом режиме — по типу конклава при избрании Папы Римского. Эти избранники избираются без права в дальнейшем когда-либо быть избранными во власть. Результаты их деятельности выносятся на утверждение на народном референдуме.
Список необходимых изменений в Конституцию Украины Савченко тоже предоставила.
Ukraina.ru с помощью директора директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского анализировала этот план конституционных изменений.
1. Создание самоуправления административных единиц Украины по экономическим принципам выживания и развития инфраструктуры, но не принципам исторических, культурных, религиозных предпочтений.
Погребинский: Главное здесь — это ее предложение провести административную реформу. Для того, чтобы отбиться от потенциальных обвинений в том, что она хочет разделить Украину на разные регионы с разной культурной идентичностью, и используется такая формулировка. Она хочет, чтобы регионы формировались по принципу экономической самодостаточности. Может, не слишком аккуратно сформулировано, но ее мысль понятно. Я бы сказал, что ключевая идея здесь — решительная децентрализация с созданием экономически самодостаточных регионов.
2. Муниципальная полиция, следствие и отряды территориальной обороны с правом свободного ношения оружия для всех граждан на местах.
Погребинский: Сам пункт насчет муниципальной полиции вполне в рамках демократических систем, это очень часто встречается. Кроме того, я бы обратил внимание, что это прописано в Минских соглашениях для Донбасса. Она же считает, что это нужно предоставить всем будущим административным единицам. Что касается права ношения оружия — это напоминает идею в США. Тот, кто помогал ей формулировать этот пункт или она сама вдохновлялись опытом США.
3. Суды и прокуратура — местные с утверждением общиной на народных слушаниях кандидатур судей и прокуроров. Народный контроль с судом присяжных. Один всеукраинский суд по делам апелляции в административных и уголовных делам.
Погребинский: Насчет народных слушаний — это немного наивно. Но, в принципе, это тоже американский вариант. Мол, вы выбираете судью, прокурора штата. Это люди — избранные общиной и которым община доверяет, что позволяет избежать того беспредела, который сегодня у нас с судебной системой. И те реформы, которые прописаны у нас, абсолютно не решают проблему «беспредела» в судах. Приходят какие-то ребята в камуфляжах к суду и говорят: «Если вы не решите так, как мы хотим, то мы вас всех…». А что может судья? За ним никого. Государство слабое. А если бы судья был избран населением, он бы призвал население прийти и защитить его. Никто бы не решился давить на суд.
4. Армия: внешняя, внутренняя разведка и пограничники в армии — государственные.
Погребинский: Здесь Савченко не говорит ничего нового. Это неудачно сформулированная мысль о безопасности, о том, что армия, СБУ, пограничники должны быть государственными структурами и финансироваться государством.
5. Законотворческий орган — народная власть, куда делегируются избранные представители от местных выборов в каждой административной единице Украины по избирательному закону, прописанным в Конституции, и с правом граждан менять представителя в народные рады.
Погребинский: Эти предложения немного не додуманы. Так формируется обычно одна из палат парламента, которая включает, особенно во всех федеративных странах, представителей регионов. А нижняя палата избирается прямым голосованием. Она решила, что достаточно Сената, как в США, или Совета Федерации, как в России, а нижняя палата не нужна. Она неправа. А насчет того, что верхняя палата делегируется из представителей регионов — это реальная мировая практика.
6. Правительство Украины — нанятые народом в представительстве народного совета специалисты, ученые соответствующих отраслей для выполнения экономически расчетных работ по развитию отрасли без каких-либо подчиненных им министерств.
Погребинский: Этот пункт выглядит совсем несерьезно. Такого в политической природе не существует: это ноу-хау, которое не может быть реализовано. В общем, этот пункт критики не выдерживает.
7. Президент Украины — символическая избирательная должность с направлением на внешние отношения, как визитная карточка Украины, лидер нации с полномочиями главнокомандующего в случае войны.
Погребинский: Данное предложение весьма понятно и я его поддерживаю. Для такой страны, как наша, сильный президент с большим объемом полномочий, как сейчас, это — нехорошо. Этот человек не в состоянии эти полномочия реально выполнять — такая уж у нас страна. Кроме того, на Украине всегда так: если одной частью общества президент рассматривается как герой, то другая автоматически к нему плохо относится. Поэтому лучше, чтобы у него реальных полномочий не было.
В целом, эксперт резюмирует, что план Савченко не так-то просто и исполнить.
«Проблема в том, что кроме Савченко за ее планом никто не стоит. К ее предложениям можно было бы отнестись с гораздо большим вниманием, если бы они были объявлены как новый проект, который поддерживается определенной группой населения и есть готовые финансировать его люди. Пока же это заявка», — отмечает политолог.
Вместе с тем, сам факт того, что Савченко вышла и озвучила какой-никакой, а план преобразований в обществе, может иметь далекоидущие последствия. Ведь «спасать Украину» на этот раз берется харизматичный лидер.
«Когда заявка достаточно серьезная и человек достаточно популярный в обществе, то находятся люди, которые готовы профинансировать политический проект, помочь в организации его местных ячеек. И я не удивлюсь, если создание нового политического проекта под Савченко начнется буквально на днях», — резюмирует политолог.
Пока же украинское общество затаилось. В «Батькивщине» — партии Савченко — ее план пока не прокомментировали.