Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину неумолимо приближается к конечной точке своего пути.
Две колонны, вышедшие из Святогорской лавры на востоке страны и из Почаевской лавры на западе, должны встретиться в Киеве, где торжественными богослужениями будет отмечен День Крещения Руси.
В социальных сетях доводилось наблюдать не только враждебную, но и недоуменную реакцию – зачем это они?
Никаких политических требований, никаких экономических – просто люди идут по жаре из города в город, священники в тяжелых облачениях несут хоругви, иконы и кресты и поют религиозные песнопения.
Зачем терпеть зной, утомление пути, враждебность националистов, опасность?
Ответ на это недоумение дан с самого начала – но не все его принимают. Крестный ход обращается к иному измерению реальности и иному измерению человеческой жизни. Участники хода действительно верят в Бога и действительно решили воззвать к Нему в час общей нужды и горя.
Ну в самом деле, едва ли эта немолодая женщина в белом платочке, которая идет и поет «Богородице Дево, радуйся…», имеет какие-то политические мотивы. Она решила принять участие в религиозном подвиге, и этот образ проявления веры глубоко укоренен в православной традиции. Пришла беда – надо собираться и усердно молиться за свою страну.
Одно дело – причислять себя к христианам по традиции, другое – вести себя исходя из того, что Бог Библии реален и действительно слышит молитвы. Крестный ход – это выбор тех, кто относится к Богу достаточно серьезно, чтобы прилагать усилия – идти, молиться, терпеть – в надежде прорваться к Нему через густые облака человеческого греха и безумия.
Естественно, многие критики хода этого простого объяснения не принимают и не понимают и ищут какие-нибудь скрытые мотивы. Поскольку никаких правдоподобных мотивов не находится, предлагаются какие-то совсем фантастические – мол, под прикрытием крестного хода к Киеву подползают враги-сепаратисты, чтобы… Не очень понятно, что, но что-то коварное.
Организаторы крестного хода подчеркивают его неполитический характер, но при этом он может (и, видимо, будет) иметь более глубокое влияние на общественную жизнь страны, чем любые политические движения.
Это не политическая, но этическая демонстрация – оказывается, можно обойтись без ненависти. Можно с любовью и состраданием относиться и к жителям Киева, и к жителям Львова, и к жителям Донецка.
Можно всех считать за своих и видеть в трагических потерях причину не для ненависти, а для сострадания ко всем и молитвы. Можно искать любви Божией, которая объемлет всех.
Как давно уже сказал митрополит Онуфрий: «Если у отца и матери есть десять детей и они начинают воевать друг против друга, то отец никогда не скажет, чтобы старший убил младшего. Он скажет: «Помиритесь, простите друг друга».
Потому что исцеляющей и созидательной силой для страны может быть только любовь.
И поэтому крестный ход вызывает такое раздражение у тех, кто привык к ненависти и кто на ненависти пытается строить свою жизнь и свою идентичность.
Контраст хорошо виден на роликах, снятых там, где крестоходцев поджидают националисты.
С одной стороны спокойные, просветленные лица верующих людей, которые делают то, что хорошо и правильно перед Богом, и знают об этом, с другой – озлобленные, угрюмые и глубоко несчастные лица политических активистов. С одной стороны – молитвы и песнопения, с другой – яростная брань, летящие яйца и комья грязи.
Как будто мы видим живую иллюстрацию к словам Евангелия, которые поются за каждой Литургией: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Матф.5:11).
И у националистов есть причина для ярости – на фоне крестного хода становится очевидна их пустота. Крестный ход – это настоящая Украина, рожденная в Днепровской Купели, Украина святых, сонаследница великой христианской цивилизации восточной Римской империи.
А чьи наследники националисты? Труды, составляющие идейное основание ОУН, – сочинения таких авторов, как Дмитрий Донцов и Дмитрий Мирон-Орлик – изданы, отсканированы, выложены в Сеть, их нетрудно прочитать и убедиться, что это просто туповатый, но старательный плагиат у немецких национал-социалистов.
Выходить с этим против украинской Церкви, наследницы тысячелетней христианской истории страны – значит просто демонстрировать свою пустоту и несостоятельность.
Более того, оказывается, что противников крестного хода просто физически не так много. И по сравнению с участниками, и по сравнению со всеми теми добрыми людьми, которые по пути следования встречают крестоходцев водой и угощением.
Оказывается, их можно не бояться; оказывается, простые верующие украинцы могут делать то, что достойно и праведно, должно и спасительно, не оглядываясь на злобные окрики.
Надо отметить и то, что многие представители государства – кто-то явно нехотя, кто-то более охотно – признали право Церкви на крестный ход, полиция в ряде мест сдерживает националистов.
Это послание – можно и не бояться, можно и не ненавидеть – будет услышано людьми по всей Украине, верующими и неверующими. Как будут услышаны и усердные молитвы крестоходцев.