14 апреля, когда Верховная Рада Украины назначила своего бывшего спикера главой Кабинета министров. Владимир Гройсман пообещал — он ударно поработает на новой должности.
«Я вам покажу, что такое управление государством!», — завершил свою речь в парламенте Гройсман.
Прошло 100 дней и он действительно показал.
Теперь под Кабинетом министров регулярно проходят многотысячные демонстрации недовольных политикой правительства, а самого Гройсмана обвиняют в неспособности наладить нормальную коммуникацию между ветвями власти.
Ukraina.ru выясняла основные успехи и неудачи Гройсмана на посту главы Кабинета министров Украины.
Внешний успех
Опрошенные Ukraina.ru эксперты считают, основные успехи Гройсмана достигнуты им за пределами Украины.
«Самый большой позитив — это внешнеполитический и внешнеэкономический — успешный визит в Канаду, зона свободной торговли с ней и подписание соглашения о будущем безвизовом режиме», — отмечает политический эксперт Игорь Лавриненко.
По его словам, в «плюс» Гройсману также можно записать визит в Брюссель и переговоры с Еврокомиссией, визит в США. В ходе последнего, отмечает эксперт в комментарии Ukraina.ru, на рассмотрении Сената появилось определенное количество законов в поддержку Украины.
С Лавриненко отчасти солидарен директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
По его словам, внешнеполитическая риторика Гройсмана выгодно отличает его от предшественника на посту главы Кабмина.
«Он ведет себя более сдержанно в политических комментариях и не использует свое положение для критики России, оскорблений в адрес России, как это делал Яценюк. Это выглядит как позитив», — отмечает он в комментарии Ukraina.ru.
Впрочем, успешную внешнюю политику нельзя ставить премьеру в заслугу, уверены украинские политики. Так, глава Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам Анна Гопко отмечает — все достижения Гройсмана на этом поприще были бы невозможны без долгой подготовки.
Так, она уверяет, что ЗСТ с Канадой — заслуга не Гройсмана, а Яценюка.
«Благодаря многолетним усилиям десятка специалистов, мы таки подписали Соглашение о Зоне свободной торговли с Канадой, подписание которого обещал еще предыдущий премьер. Теперь важно готовить следующие соглашения, над чем активно работает команда профессиональных людей», — уверена Гопко.
Впрочем, если отчасти заслуги Гройсмана во внешней политике пускай и с натяжкой, то признать можно, то во внутренней политике и экономике обстоят совсем плохо.
Внутренний самотек
У Гройсмана серьезные проблемы внутри страны. Украинская экономика оставляет желать лучшего, и новый Кабмин пока не справляется с ситуацией.
«Экономическая программа правительства как на этот, так и на следующий год, абсолютно бессодержательная, действия по тарифам еще более жесткие, чем при Яценюке. И социальная политика этого правительства еще жестче, чем у предшественников», — подчеркивает Погребинский.
Эксперт называет такую политику губительной для украинского народа и государства.
«Его личная агитация, мол, «мы правильно посчитали цены на газ», вообще не выдерживает никакой профессиональной критики. Понятно, что человек оказался на этом месте случайно — у него нет опыта и понимая макроэкономической ситуации в стране и тенденций ее развития», — резюмирует Погребинский.
В свою очередь политолог Лавриненко замечает, что не во всем из вышеперечисленного вина лежит лично на Гройсмане.
«Повышение цен на газ и на тепло — это «успех» не правительства, а Нацкомиссии по энергетике. Провал переговоров с МВФ — Нацбанка, не голосование целого ряда закона о реформах — «заслуга» парламента», — говорит Лавриненко.
Из того, что связано напрямую с правительством, эксперт отмечает отсутствие реформ государственного управления.
«Незапуск нового закона о госслужбе привел к тому, что 100 дней прошло, а ни один из руководителей центральных исполнительных органов власти не назначен. По новому закону нужно проводить конкурс, для этого создаются комиссии. Они не созданы, конкурсы не объявлены. В итоге, у нас дюжина органов власти, которые возглавляют исполняющие обязанности», — отмечает эксперт.
Лавриненко уверен, что с течением времени ситуация будет усугубляться, и, в конце концов, правительство вернется к назначению глав органов «от первого лица», а не с учетом их профессиональных качеств.
Второй большой негатив — затягивание с направлением в Верховную Раду проекта бюджета.
«По состоянию на сегодня есть все шансы, что бюджет не внесут в парламент в срок. Повторится прошлогодняя ситуация, когда бюджет внесли в декабре и проголосовали без обсуждения», — отметил Лавриненко.
По его словам, причина произошедшего — системный конфликт Минфина и Государственной фискальной службы, а также главы «фискалов» с премьер-министром.
В свою очередь, Гопко указывает и на другие недостатки Кабмина Гройсмана. А именно: за 100 дней так и не разобрались с критически важными для украинцев проблемами в здравоохранении, выплатах пенсий и в экологии.
В общем, пока правительство движется не туда, а именно — к системному кризису.
«Если Гройсман не сможет запустить новый закон о госслужбе, система управления государством будет парализована. Нельзя будет уволить неадекватного чиновника и назначить на его место профессионала», — предупреждает Лавриненко.
Погребинский еще более скептичен. По его словам, нынешнее правительство может ожидать крайне короткая жизнь.
«Я не вижу перспективы этого правительства — население реагирует на его деятельность негативно. И я думаю, что осенью будут серьезные испытания на прочность этого Кабмина. Возможны массовые протесты в связи с его антисоциальной политикой», — предупреждает политолог.
Его правоту подтверждают последние тенденции: против социальной политики власти начинают бунтовать даже националисты, которые 20 июля неожиданно объединились в марше с профсоюзами. А это значит, что Гройсману нужно в конце концов повернуться лицом к народу.