И приснится ж такое: Владимир Жириновский произносит тост за лучшую в мире кухню — украинскую, закусывает чарку горилки борщом с пампушками. Но это не сон и не байка. Как объяснялся в любви к салу и вареникам одиозный российский политик в украинском ресторане «Корчма», в Москве, сняли на любительскую камеру и выложили в сеть.
— Здоровеньки булы,- встречает гостей у входа в ресторан казак, прямо снятый с картины про запорожцев, которые письмо султану писали. На нем красные шаровары, вышиванка, чоботы и шапка набекрень. То, что мы в Москве, а не в Полтаве, выдает сильный акцент казака, и виднеющийся шпиль высотки-МИДа. Он через квартал от ресторана. У входа висит большой портрет Тараса Бульбы, и все убранство здесь, точно как в гоголевских рассказах. На столе с вышитыми скатертями стоят сало, борщ, пирожки с капустой. На стенах рушныки, вокруг вьются официантки в веночках, из колонок доносятся народные песни. Тут как по заказу — музыки. Прямо как на украинской свадьбе, затянули голосисто «Он на гори два дубки». В бубен бьют, дивчата веселят народ. А тот — уплетает за обе щеки галушки, да сметаной закусывает.
«У нас нет никакой политики в ресторане. У нас Гоголь, Тарас Бульба, причем здесь политика. Великий русский писатель, родился на Украине, создал в своих произведениях яркую, веселую, смачную культуру. Вот мы об этом,- так рассказывает директор ресторана Артем и удивляется моему вопросу, нет ли у них конфликтов, все-таки не самые простые отношения переживают обе страны. А тут и флаг украинский на стене, и книги украинские на стеллажах, издательства Абабагаламага, и песни Океана Эльзы и Скрябина включают. Мне-то ему сложно объяснить, что в Киеве не найдешь ни одного ресторана русской кухни, не говоря уже о кокошниках да лаптях. Какой там бизнес, сплошная политика.
От борща до Пушкина
В прошлом году из-за кризиса в Москве закрылось пару тысяч ресторанов. Из 18, которые входят в сеть «Корчма», не обанкротился ни один. То ли сало, то ли Тарас Бульба, то ли красавицы-панночки в веночках привлекают москвичей в украинский ресторан. Черт разберет. Юрий Белойван в своем блоге объяснил это так: «Я бы вообще не разделял людей на национальности, пусть политики ищут разницу. Это как с двумя братьями-близнецами: один будет жить в Москве, другой — в Киеве: один будет «шокать», другой — «чёкать». Они будут по-разному одеваться, но от этого не перестанут быть братьями». Короче, тянет русский народ к украинскому борщу и салу.
Юрий Белойван, который родился и вырос в Киеве, по всему миру популяризирует украинскую культуру. Кроме того что он ресторатор, он еще писатель и путешественник. На многих фотографиях в сети он фигурирует в вышиванке. Там же, в сети, мы его нашли и поговорили.
- Почему в Москве украинские рестораны есть, а в Киеве русских нет?
— «Москва» есть в Киеве. Это русский ресторан.
- Я о национальной кухне, национальной русской атрибутике. Я у вас в ресторане видела украинский флаг, в Киеве это невозможно, и официанта в кокошнике не встретишь. Вы в блоге писали о "братстве народов", в Киеве это братство отвергают…
— А что в Киеве принимают?
- Нынешняя украинская самоидентичность построена на отрицании всего русского или совместного. Это если коротко. Так что насчёт вашего мнения по этому поводу?
— Шевченко выкупили из рабства русские у украинского пана. Вот такое отрицание.
- А Пушкина и Толстого в школьной программе сократили до минимума и сделали разделом зарубежной литературы. Зачем? Это вопрос к вам как украинцу?
— Малоразвитые группы стремятся к изоляции. Гоголя не запретили? Он же русский писатель.
- Нет, пока просто перевели на украинский. А эти «малоразвитые группы», как вы выразились, формируют национальную и государственную политику. Откроете русский ресторан в Киеве, так сказать для сближения?
— Меня и так уже диаспора в Нью Йорке бойкотирует за то, что я считаю, что за свою внутреннюю и внешнюю политику государство отвечает перед гражданами и миром.
- А вы ещё въездной в Украину?
— Я не еду. Нет смысла. И добираться сложно.
- Когда мир-то будет?
— Когда ум придет, тогда и мир будет. Я с племянником гуляю по Москве, он не знает, кто такой Высоцкий и Парфёнов. У вас русского нет давно.
Синдром Гоголя
Между тем, в Украине социологи зафиксировали удивительную картину: 42% жителей Украины в настоящий момент относятся к России очень хорошо либо в основном хорошо. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса, представленные Киевским международным институтом социологии (КМИС) в конце июня. Социологи отдельно подчеркивают, что по сравнению с февралем 2016 года сейчас существенно увеличилось количество положительно настроенных к России в западном (с 21% до 28%), центральном (с 29% до 39%) и южном регионах Украины (с 44% до 54%). Гендиректор КМИС Владимир Паниотто заявив, что полученные результаты требуют дополнительных исследований и затруднился однозначно пояснить, с чем связана положительная динамика.
«Возможно, что у нас конфликт становится привычным, рутиной, и отношение украинцев к России возвращается к традиционно положительному. Возможно, в украинских СМИ становится меньше информации о присутствии на Донбассе российских войск, поэтому население в меньшей степени, чем ранее, связывает военные действия с русскими».
А вот директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский видит в нынешнем незначительном улучшении отношений украинцев к россиянам, прежде всего, естественный процесс отката. С ним согласен и политолог Кость Бондаренко: «Все-таки многовековая совместная история дает о себе знать. Кроме того, приходит осознание того, что воевать постоянно, находится в состоянии информационной войны — это чревато последствиями».
Конечно, говорить о реальном примирении пока рано. Украинское общество остается поделенным на два лагеря, вторая половина — строит свое будущее на полном отрицании всего русского. Уж если даже диаспора из Нью-Йорка бойкотирует ресторан украинца за призывы к братству, что говорить об истинных блюстителях украинской самоидентичности.
«К сожалению, пока можно говорить лишь о снижении уровня взаимной ненависти. Я не веду здесь речь о значительной части украинцев, которые не верят нынешней власти, не верят ее пропаганде и по-прежнему хорошо относятся к России. Такие люди есть, их довольно много, может быть даже — миллионы, но их голос не слышен, на ТВ представителей этих людей не приглашают, и многие из них ощущают себя во внутренней эмиграции, — считает Михаил Погребинский. Именно поэтому так удивляют социологов замеры общественных настроений, которые отличаются от тех, которые отображены в СМИ и социальных сетях.
А ведь началось все тогда, когда стали решать, чей все-таки Гоголь — украинский или русский писатель, когда перевели и отредактировали «Тараса Бульбу», заменив «русскую душу и силу» на «казацкую».
А между тем Николаю Васильевича не править нужно, а изучать: «Cам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская, — писал Гоголь в письмах. — Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве». Не о борще ли с салом писал великий Гоголь?