«Сахарок» за исполнительность
Владимир Гройсман съездил в Берлин. Украинский премьер-министр добился внимания Ангелы Меркель, которой после голосования Британии о выходе из Евросоюза было явно не до проблем Украины. Но после визита в США Гройсман по всем евроинтеграционным канонам должен был ехать в Берлин. И протокол требовал встречи на высшем уровне – Меркель пришлось подчиниться писаному правилу.
Впрочем, переговорами эту встречу назвать сложно. Здесь, скорее, подошло бы слово «аудиенция». Что красноречиво продемонстрировала итоговая пресс-конференция Гройсмана и Меркель. Последняя говорила о проблеме мирного урегулирования на Донбассе, о том, что нужно бы повременить со встречей в «нормандском формате», о неопределенности с выборами на территории ДНР и ЛНР.
Владимир Гройсман посвятил свой спич преимущественно теме безвизового режима, упомянув о том, что «Украина выполнила все технические требования» для его получения.
Эта ситуация напомнила расхожие у журналистов шутки про крутые мероприятия и их визитеров. Кто-то ходит на них за новым знанием, решать важные вопросы и заводить знакомства, а кто-то … на фуршет.
Так и с визитом Гройсмана в Берлин. Именно Меркель, а не украинский премьер, говорила о важнейшей для страны, но почему-то не для ее властей, проблеме достижения мира. Тогда как главу украинского правительства, судя по всему, больше интересовал хоть какой-нибудь намек на получение безвизового режима. Который, по большому счету, ни на что, кроме экономии нескольких десятков евро для туристов, не влияет.
Но рейтинг важнее больших смыслов. Киев не является субъектом политики в отношении темы Донбасса. Не желая вести прямые переговоры с лидерами ДНР и ЛНР, он и сам не является стороной переговоров, полностью передав эти функции Брюсселю, а точнее – Берлину. Причем сделав это с радостью: ведь и ответственность за сложные решения будет лежать не на украинских властях.
Как требования МВФ стали универсальным оправданием непопулярных реформ, воплощенным главным образом в повышении тарифов, так лидеры ЕС стали тем Цербером, на которого можно показывать пальцем, принимая сложнейшие решения по Донбассу. Ну а «сахарок» за исполнительность – это безвизовый режим. Или, по крайне мере, обещание такового.
Извинения для наружного применения
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своем послании российскому коллеге Владимиру Путину принес извинения за сбитый Су-24. «Говорю, извините. Всем сердцем разделяю боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе», — цитирует пресс-служба Кремля послание Эрдогана.
Что ж, совершенно очевидно: Эрдоган делает шаг в сторону деэскалации напряженности между Анкарой и Москвой, возникшей после истории со сбитым самолетом. Очевидно и то, что турецкий лидер делает этот жест не от хорошей жизни. Всего за несколько недель Эрдоган оказался, ни много ни мало, во внешнеполитической изоляции. Конфликт между Анкарой и Вашингтоном из-за поддержки США курдов, борющихся за свою независимость. Размолвка Турции и Германии, которая так «вовремя» решила признать геноцид армян. Очевидно блокирование Брюсселем решения о безвизовом режиме с Турции. Brexit лишь укрепил веру скептиков в том, что в ближайшем будущем ни о каком безвизовом режиме как для Турции, так и Украины речи быть не может. В этой ситуации ссора с Москвой, которая была, скорее, следствием не трезвого расчета, а попытки показать силу в регионе влияния, оказалась полностью лишенной смысла. Эта «маскулинность» не стоит российских туристов, которые не приедут в Турцию, сложностей с ведением бизнеса для турок в России и геополитических рисков размолвки с России в целом.
Не стоит сбрасывать со счет и растущее внутриполитическое напряжение в Турции, которое значительно возросло с отставкой либерального премьера Ахмета Давутоглу. В общем, Эрдоган принял единственно правильное решение. И, что самое интересное, донес это решение тоже правильно. Не озвучив свои извинения публично, он ограничился посланием. Внутренний пользовательь – турки, если и услышат об этом, то точно не по центральным каналам, извинение не станет темой первых полос газет. Но сигнал при всем том, дойдет до Москвы. Дело сделано, имидж Эрдогана пострадал минимально.
И все же извинения — необходимое, но недостаточно условие для возобновления отношений. Будут и другие шаги навстречу.
Основной закон теряет вес
Конституции Украины завтра исполняется 20 лет. Основной закон независимой Украины появился в 1996 году, сменил документ советского образца от 1978 года. Новая Конституция наделяла президента значительными полномочия, делая президента ключевой персоной в системе власти в стране.
Конституция 2004 года стала компромиссом времен первого Майдана: она существенно урезала полномочия президента в пользу премьер-министра. Власть на двоих тогда поссорила Виктора Ющенко с Юлией Тимошенко. Не желая иметь конкурентов в деле управления страной, Виктор Янукович вернул в действие Конституцию образца 1996 года. С бегством Януковича это решение было упразднено, и де-юре страна вернулась к парламентско-президентской модели и дуумвиратом правления президента и премьера. Но не де-факто.
Петр Порошенко решил избавить себя от необходимости менять Конституцию с тем, чтобы заполучить допполномочия. Дело это муторное и вредное для имиджа. Как показала практика – достаточно обойтись простыми законами. Назначение Юрия Луценко генеральным прокурором – яркий тому пример.
Украинская конституция девальвировала на протяжении всех лет независимости, но она никогда не девальвировала столь стремительно, как при Петре Порошенко. Свой юбилей Основной закон отмечает не в лучшей форме.