- Вчера Одесский облсовет обратился к президенту и премьеру с инициативой подписать договор о распределении властных и финансовых полномочий. И это уже не первая такая инициатив — были и другие. Полномочный представитель МИД РФ Мария Захарова усмотрела в этом старт процессов федерализации на Украине. Вы согласны с такой оценкой?
— Тема заключения договоров о распределении полномочий с центральной властью не нова. В мою бытность премьер-министром мы заключали такие договора, и касались они в основном крупных инфраструктурных проектов, которые не могли быть реализованы одними лишь усилиями местных властей. Подключался центр, такой опыт действительно есть и он положителен. Но в данном случае речь идет о другом — об изменении государственного устройства Украины. О децентрализации или, если угодно, федерализации. То, что регионы вообще подали голос — уже позитивный сигнал. Это важно в плане подготовки общественного мнения к предстоящей федерализации — тому, что записано в Минских соглашениях, и тому, в чем реально нуждается Украина, потому что такую повестку диктует плачевная ситуация в стране. А все эти вопросы решают не на уровне каких-то договоров, а на уровне Конституции.
- То есть такие обращения и риторика того же Гройсмана, который предлагает спустить на места 30% принимаемых решений — это попытка заговорить реальную задачу запуска конституционной реформы?
— Именно так. Нужно отдавать себе отчет в том, что Порошенко не хочет идти на реальную децентрализацию, не хочет выполнять Минские соглашения. Опасность, что инициативы, подобные тем, что проявили в Одессе, в Киеве попытаются представить как децентрализацию. Произойдет подмена понятий, и они снова обманут украинский народ. Это опасность «заговорить» минский процесс, завести его в сторону.
- Усиление регионов — если им дать не только функционал, но и деньги на его реализацию — означает усиление региональных элит, с которыми сейчас борется Порошенко. Федерализация Украины не укладывается в логику этой борьбы.
— Два года показали, что Порошенко вообще не склонен делиться своими полномочиями. Он маниакально сосредоточивает власть. А ответственности он не боится просто потому, что никогда никакой ответственности ни перед кем не нес. Пусть Яценюк не был полностью самостоятельной фигурой в том смысле, что находился под внешним управлением американцев, но его вес, с точки зрения властных полномочий, был равен весу президента. И президент, как видим, с этим не смирился. Яценюка убрали, а на его место поставили полностью зависимого Гройсмана, у которого нет ни веса, ни авторитета. У него нет ни своей фракции, ни своих депутатов в Раде. Новый генпрокурор Луценко — тоже соратник Порошенко. Теперь все силовые структуры под ним. Куда больше концентрировать власть?
Добровольно Порошенко регионам полномочия не даст, но сами регионы должны этого добиваться.
- Но чтобы это произошло, необходим рост внутреннего напряжения в системе. Централизованная структура системы сохраняется, но денег в ней все меньше и меньше. Бюджетные трансферты сокращаются — меньше средств на образование, на здравоохранение, льготы теперь — тоже забота местных бюджетов. Число и масштаб митингов по стенами гор- и облсоветов растет. Может быть, это подтолкнет украинские власти к реальной децентрализации?
— Если бы центр проводил — пусть циничную, но с точки зрения самосохранения грамотную экономическую политику, — он бы понял, что лучше отдать ресурсы и финансовые источники на места. Тогда бы Киев, который не справляется с управлением страной, по крайне мере, нес бы меньше ответственности за те беды, которые есть в регионах. Дороги, школы, инженерная инфраструктура, ЖКХ — все в полном упадке. Почему центр на это не идет? Ответ прост. До 100 млрд в год выросли военные расходы. Расходование этих средств невозможно проконтролировать. Сколько окопов вырыто, сколько стен построено, как списывается военная техника — это никто не знает. И на этом делаются колоссальные деньги. Под прикрытием войны, агрессии врага Порошенко сотоварищи говорит регионам: «Терпите». И ничто не свидетельствует, что они от этой риторики откажутся.
- Возможно, со временем власти придут к тому, чтобы дать регионам больше полномочий — если социальный бунт подступит слишком близко. Но вот будет ли обратное движение, когда регионам дадут право голоса на центральном уровне? Для этого нужен будет соответствующий инструментарий — тот же двухпалатный парламент.
— Конечно, конституционная реформа в том и заключается, чтобы дать регионам полное представительство в центральных органах власти. Необходимо создать Палату регионов, которая могла бы участвовать в разработке законопроектов, относящихся к делам регионов или, наоборот, блокировать вредные инициативы. Если права регионов закреплены в Конституции, никто их не нарушит просто потому, что так захотелось. Именно поэтому регионы должны добиваться не просто заключения каких-то договоров, а законодательного оформления своих прав. Причем не только в финансовых вопросах, но и в политических. Сейчас центральный, южный и восточный регионы почти не представлены в парламенте. Огромная часть Украины не имеет голоса, и это взрывоопасная ситуация.
- Сделайте короткий прогноз. Что принесет в данном контексте осень, когда напряжение критически вырастет, а регионы в полной мере почувствуют безденежье. Стартует ли федерализация тогда?
— Боюсь, чтобы это произошло, в стране должна смениться власть. Посмотрите, в десять раз выросли тарифы, в пять раз упала покупательская способность. Но люди не выходят массово на улицы. Почему? Потому что боятся. Потому что сажают. Потому что в реальности нет никакой свободы слова. Потому что завтра к ним постучаться в дверь работники СБУ или прокуратуры. Та же Савченко. Что она добавит Украине? Добавит градус ненависти, злости, агрессии. Она не будет голосовать за конституционную реформу. И она не даст этого сделать другим. На Украине побеждает атмосфера страха, но это будет преодолено.