Очевидно, что предпринимательство является стержнем социально-экономической системы любой страны. Предприниматель-собственник — центральная фигура в обществе и торговом обороте. Он организует движение товаров, выводя их на рынок и к потребителю, связывая таким образом экономическую жизнь общества в единое целое. В преддверии Дня российского предпринимательства, который отмечается 26 мая, попробуем проанализировать, как проходило развитие бизнес-сообщества от революционного 1917 года до «лихих» 90-х.
После Октябрьской революции под влиянием различных факторов, прежде всего отрицания частной собственности как источника эксплуатации, в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.
Но вскоре правительство большевиков пришло к осознанию необходимости перемен в экономике. В 1923 году Владимир Ленин написал о крайней необходимости найти «ту степень соединения частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов», тем самым положив начало эре новой экономической политики (НЭПа). Суть НЭПа заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.
В частности, с переходом к НЭПу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года — акционерных обществ, полных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство. Таким образом, осуществление НЭПа привело к подъему производительных сил в стране и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.
К сожалению, точку в развитии предпринимательства поставило тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. Произошло расширение сети государственной и кооперативной торговли.
Показатели статистики
1923-1924 годы 1925-1926 годы
- гос. сектор — 15,5% гос. сектор — 7%
- кооперация — 60% кооперация — 6,2%
- частный — 46,8 % частный — 25,5
Отсутствие понятия частная собственность, диктат высшего руководства, кадровый монополизм не давали проявиться предпринимательской инициативе.
Таким образом, кризис советского периода заключался в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствии демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского предпринимательства.
Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с Михаилом Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики. Практически сразу в ряде союзных республик, краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования. К примеру, открывались мелкосерийные производства по заказам торговых организаций, осуществлялось введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, появлялись хозрасчетные цеха малых производств на средних и крупных предприятиях. Именно в этом процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.
Как результат в 1987 году появляется закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», давший быстрый рост граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г., или на 69%). Именно этот период показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Заложенный потенциал, особенно после закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства», принятого в июне 1995 г., в последующем был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица.
Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т. п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались кооперативы.
Появившиеся кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная гибкость в хозяйственной деятельности.
Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Однако рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих от контроля Госбанка СССР, вызывал у партийных функционеров и руководителей правительства желание ограничить, поставить под контроль доходы кооператоров. Определенное недовольство вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь шла об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и оказывающих услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т. п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме предпринимательской деятельности, как кооперативы.
Статистические данные того времени показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых предприятий стала в то время сфера науки и научного обслуживания — здесь число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. По мнению экспертного сообщества, в условиях рыночных реформ российское МП продемонстрировало позитивные возможности.
Его важнейшими функциями стали социальная адаптация, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость», возможности получения дополнительных средств к существованию. В основном это было не производство, а торговля и посредничество, на которые приходилось более 50% малых предприятий.
Интересен факт создания Петровско-Разумовского рынка в Москве, его организовала группа докторов и кандидатов наук из нескольких развалившихся НИИ военно-промышленного комплекса. Довольно быстро стихийный рынок обрел вполне цивилизованные формы. Была упорядочена торговля, появились новые красивые павильоны.
В целом в 1992 г. малое предпринимательство было составным элементом массового процесса «учредительства». Именно через учредительство несколько веков назад прошли все высокоразвитые рыночные страны. Через него проходила царская Россия. И снова в начале 90-х на переломе общества российскому предпринимательству возвращают «учредительство». Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу самостоятельной предпринимательской деятельности, получили право от своего имени ставить подпись и печать на финансовых документах, что ранее было абсолютной монополией государственных чиновников. Во многом новое российское «учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома. Как показывает мировой исторический опыт, период «учредительства» всегда ограничен во времени. В новой России он оказался сверхкоротким.
Малые предприятия в борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности МП. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности — в 7,4 раза.
В этот период российское МП остро нуждается в поддержке и защите государства. Впрочем, это осознавали и сами государственные органы. Причем в регионах становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались первые фонды его поддержки.
При этом на территории Российской Федерации малые предприятия были распределены крайне неравномерно. Почти треть из них на 1 января 1998 г. была сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве сконцентрирован 21% всех российских малых предприятий, а в Санкт-Петербурге — 12,1%. Меньше всего малых предприятий было в Калининградской области и северных районах: 0,8 и 2,0% от общего числа соответственно. На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена. Для кардинального улучшения ситуации в сфере МП требовалось политическое решение самого высокого уровня. С ожиданием такого решения российское малое предпринимательство подошло к Первому всероссийскому съезду своих представителей.
Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд.
Осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга значительно подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. По мнению экспертов, инфляция привела к обесценению сбережений населения и к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита, что вызвало остановку инвестиционной деятельности, продолжающуюся по настоящее время.
Но есть положительная веха в этом смутном времени. Май 1990 года, тогда группа 24 народных депутатов СССР обращается к общественности с призывом создать объединение для защиты общих интересов промышленности и науки. Новая неполитическая организация была призвана создать паритет между правительством, профсоюзами и собственно производством в период быстрых и масштабных изменений в государстве, политике и экономике. Призыв инициаторов был услышан и поддержан.
В 1990 году известный государственный и общественный деятель Аркадий Вольский при участии академика Евгения Велихова создает Научно-промышленный союз, впоследствии переименованный в Российский союз промышленников и предпринимателей, который он возглавлял с 1990 по 2005 год в должности президента РСПП.
Основные направления работы союза в 90-91 гг. — экспертиза экономических программ и перспективных планов, сотрудничество с зарубежными объединениями деловых кругов, подготовка кадров менеджеров и предпринимателей, законотворческая деятельность.
«Деловые люди увидели и почувствовали возможность объединиться и образовать серьезную, независимую, самоуправляющуюся организацию, которая сможет отстаивать права и интересы производителей в море проблем…», — говорил Аркадий Вольский.
Президент России Владимир Путин считал Вольского «много сделавшим для становления новой отечественной экономики и консолидации российских предпринимателей».
Михаил Горбачёв отмечал, что Аркадий Вольский «старался найти оптимальные подходы для сотрудничества бизнеса и власти».
Менялась и Торгово-промышленная палата Советского Союза. Состоявшийся в 1988 году последний в истории ТПП СССР съезд принял решения, которые в значительной степени затронули все направления деятельности и структуру Палаты, существовавшей в стране к этому времени уже более 50 лет.
Утвержденный съездом новый Устав давал право создавать региональные отделения и ТПП на территории союзных республик, в том числе в РСФСР. В учредительном съезде ТПП России 19 октября 1991 года участвовало 18 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. Именно в этот период была заложена организационная основа современной системы торгово-промышленных палат России.
Важным шагом стало подписание 18 марта 1993 года указа президента РФ Б.Н. Ельцина «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». Затем он был доработан и в июле 1993 года принят Верховным Советом РФ в виде закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», что явилось значительным событием в процессе становления и дальнейшего развития системы торгово-промышленных палат в стране.
Значительная роль в разработке и принятии этого документа, законодательно закрепившего статус и место системы торгово-промышленных палат в социально-экономической жизни страны, принадлежит избранному учредительным съездом первому президенту Торгово-промышленной палаты России Станиславу Алексеевичу Смирнову.
14 декабря 2001 года на IV внеочередном съезде Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Максимович Примаков был избран президентом ТПП РФ. В этом качестве Евгений Примаков системно и с упорством дипломата возрождал предпринимательское наследие России. Вытащив страну из экономической ямы, Примаков с такой же последовательностью поднимал престиж бизнес-сообщества.
«Торгово-промышленная палата — уникальная общественная структура. Она представляет интересы всех слоев бизнеса и охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства», — говорил Евгений Примаков. Занимая пост президента Торгово-промышленной палаты России, он в хорошем смысле слова «лоббировал интересы бизнеса». Это стало началом новой эры предпринимательства в современной России. Владимир Владимирович Путин, выступая на VII съезде ТПП РФ, где ее президентом был переизбран Сергей Николаевич Катырин, отметил, что система ТПП РФ является надёжным партнёром государства в решении значимых социально-экономических задач. «В этой связи хочу вспомнить выдающегося человека, который на протяжении десятилетия возглавлял Торгово-промышленную палату России, — Евгения Максимовича Примакова. Он был блестящим учёным, дипломатом, государственным и общественным деятелем, мудрым политиком, который превыше всего ставил национальные интересы, умел смотреть на годы вперёд. Евгений Максимович способствовал налаживанию партнёрских связей между деловыми кругами из России и других государств мира и, конечно, многое сделал для того, чтобы Торгово-промышленная палата стала одним из влиятельных объединений, нацеленных на улучшение условий для ведения бизнеса».
Очевидно, что за последние десятилетия были заложены основы современного предпринимательства. Сегодня важно, чтобы усилия целого поколения не были напрасными, а те, кто решает судьбы предпринимателей, не спутали ориентиры и ценности, оставленные нам Примаковым и Вольским, государственниками, внесшими неоценимый вклад в развитие бизнеса современной России.
Ната Марк