Киеву, в котором по разным оценкам проживает до 5 миллионов человек, больше полутора тысяч лет. Но до второй трети XIX века город был малонаселенным и в основном строился только на Подоле, где селился простой люд — ремесленники и торговцы, и на возвышающихся над ним холмах, где обитало светское и церковное «начальство» — сначала князья, а с середины XVII века наместники из Москвы.
Тот Киев, который архитектурно и топографически мы с вами сегодня знаем, начал возводиться при Николае I. Архитектурные ансамбль центра города был сформирован еще до Первой мировой войны. В этот период появились улицы Крещатик и Владимирская, университет Святого Владимира, здание Бессарабского рынка и Дом с Химерами, был поставлен памятник Богдану Хмельницкому.
После Великой Отечественной войны был перестроен Крещатик. С начала 60-х началось освоение Левого берега. Появилось метро. Киев стал многомиллионным городом.
Если при царях и в советский период столица Украины строилась согласно конкретному плану, то в постсоветский период город развивается хаотично – как Бог на душу положит. Ничего не изменилось и приходом в мэрское кресло Виталия Кличко.
Мэры меняются – коррупция остается
Любой, кто прожил в Киеве хотя бы несколько лет, прекрасно видит проблемы Киева. Город развивается неравномерно. С одной стороны разрастается правый берег, где в основном сосредоточена политическая, деловая и общественная жизнь, в то время, как левый превращается в сплошной спальный район. Из-за этого утром в будние дни на основных транспортных магистралях, когда народ едет с левого на правый берег, образуются многокилометровые и многочасовые пробки. То же самое, но в обратном направлении происходит вечером, когда горожане возвращаются домой.
Застройка ведется точечно, порой за счет ликвидации зеленых зон, что ухудшает экологическую обстановку и качество жизни в столице. Непропорциональная застройка ведет к перенаселенности районов и к нагрузке на транспортные магистрали. Яркий пример – застройка массива вдоль станций метров Позняки, Осокорки, Харьковский. Плотность застройки ПОХа как именуют район местные жители – одна из самых высоких в городе. Вместо того, чтобы расширять город, выстраивая новую инфраструктуру, в первую очередь инженерные сети (электричество, вода, больницы, школы, супермаркеты и т.д.), идет точечная застройка, которая «нагружает» инфраструктуру существующую. Дворы превращаются в парковки, а сам район – в каменные джунгли.
Осенью 2014 год жители ПОХа взбунтовались против очередного решения о застройке зеленой зоны у эстакады моста. На ее месте должен быть возведен новый торгов-развлекательный центр. Бунт закончился массовой дракой активистов, милиции и нанятых «титушек». Символизм истории в том, что застройщиком выступила фирма, контролируемая депутатом от партии «Удар-Солидарность» Сергеем Котвицким. По заявлению самого Котвицкого, разрешения на стройку он получал еще при мэре Черновецком, договор аренды земли состоялся при Попове, а вся документация согласована при Кличко.
Скандал завершился тем, что Котвицкий сложил мандат депутата Киевсовета, а стройку явочным (то есть незаконым) порядком отменили. Но факт остается фактом – Киев развивается волюнтаристски, без плана и стратегии, что сохраняет пространство для системной коррупции.
Неудачные районы
Если в городе время от времени появляется какой-то интересный градостроительный проект, то у него всегда впоследствии находятся существенные недостатки. Так, например, относительно новый микрорайон Воздвиженка на Подоле (архитектурное подражание Киеву XIX века), когда начинаются ливневые дожди, превращается в Венецию из-за того, что там не была во время строительства сделана, как следует, дренажная система.
Нынешний экономический кризис ударил по кошелькам киевлян, застройщики отреагировали на это, снизив квадратуру продаваемых квартир. Просто иначе квартиры больше 40-50 квадратных метров плохо продаются. В итоге сейчас на рынок жилья выбрасывается большое количество так называемых 30-метровок. Это приводит к формированию спальных гетто – насыщенных бедными жителями районов. В этих микрорайонах нет парков и вообще достойной инфраструктуры. В итоге город делится на плохие и хорошие район. В одних – богатые жители, работа и инфраструктура, в других – каменные джунгли, сумасшедшие пробки и криминал.
Центр Киева перенасыщен офисными зданиями, тут же находятся и правительственные учреждения, что также создает большую нагрузку и на транспорт, и на другую городскую инфраструктуру. Здесь часты пробки и перекрытие улиц из-за передвижения правительственных чиновников и иностранных правительственных делегаций.
Многим приезжим бросается в глаза перенасыщенность центра города рекламой и ларьками, которые создают трудности передвижения по улицам и просто делают город неприглядным. Если в Киеве в том или ином месте появляется велодорожка, то велосипедистам трудно по ней передвигаться из-за того, что пешеходы пока еще не понимают, что это также проезжая часть, поэтому по ним нельзя передвигаться. В общем, здесь целый микс – и отсутствие правил игры и культуры «пользования» городом.
Двоевластие и безвластие
Василий Горбаль, который еще во второй половине нулевых так же, как и Кличко баллотировался на пост киевского мэра, считает, что такое удручающее положение вещей в Киеве сложилось благодаря трем вещам.
Первое, до сих пор не принят нормальный закон о столице. Тот, что существует, — декларативен. При этом до сих пор дебатируется вопрос, возможно ли совмещение в одном лице выполнение обязанностей мэра, который избирается киевлянами, и главы администрации, который назначается президентом, чтобы избежать двоевластия в Киеве, когда функции управления городом разделены между ними. Чтобы нормально управлять городом, власть должна быть сосредоточена в одних руках. Впрочем, это необходимое, но недостаточное условие – сейчас вся власть в руках Кличко, но столица под его управление не развивается, а хиреет.
Второе, с 2006 года, когда впервые в Киеве выборы прошли по партийным спискам, а не по мажоритарке, как считает Горбаль, фактически уничтожено местное самоуправление, из-за чего киевляне лишись возможности влиять на решение проблем города.
«Мы же знаем, как формируются эти списки. Зачастую попавшие в него кандидаты оторваны от своего избирателя, проблемами города они не занимаются, а активизация их в основном происходит во время очередных выборов. К тому же при мэре Черновецком прекратили свою работу районные советы».
Третье, по мнению Горбаля, мешает устранить городские недостатки — популизм киевских политиков, которые не говорят о решении конкретных проблем. «Я помню, как участвовал в мэрской кампании 2008 года. Это последняя содержательная избирательная кампания, после нее остальные были просто популистскими. Мы, кандидаты, проводили содержательные дискуссии по проблемам города. Например, обсуждали вопрос о выносе из города делового центра. Увы, теперь такого уже нет», — печально констатирует Горбаль.
По его мнению, проблема заключена и фигуре самого Кличко. «У него нет фишки. Понимаете, мэр ведь должен заниматься не только дорогами и канализацией. Он должен после себя оставить что-то такое, чем бы он запомнился горожанам. Нужен какой-то глобальный проект для Киева, а его нет». И дело не столько в кризисе – строительство в столице продолжается во что бы то ни стало – дело в отсутствие у города и городских властей здоровых амбиций.
Кроме того – уверен Горбаль — Кличко не очень эффективно использует свою мировую известность для привлечения в город инвестиций.
«Я недавно был на Ямайке, и первое, что услышал от тамошних жителей, когда сказал им, что я из Украины, было имя Кличко, которое он сделал себе своей выдающейся спортивной карьерой. У него есть репутация и связи, которые и можно было бы использовать для того, чтобы сюда начали вкладывать деньги. Это недоработка его команды», — резюмирует Горбаль.
Брать пример с Москвы
«Москва так же, как и Киев относится к постсоветским городам и имеет все те же проблемы, которые у них есть, однако это единственный город в России (пожалуй, можно назвать еще и Казань), у которого уже есть своя программа развития», — именно это по мнению популярного московского блогера-урбаниста Ильи Варламова, которым он поделился с Украиной.ру, и отличает Киев от Москвы.
Если раньше все советские города делались удобными для проезда транспорта, для проведения парадов, для всего, чего угодно, но только не для людей, то теперь все будет наоборот, считает наш собеседник. Теперь ядром концепции развития города является человек, горожанин.
Что же на практике означает тезис «сделать город удобным для людей»? Варламов считает, что, прежде всего – это отказ от практики последних двух десятилетий — точечной застройки города высотками и многоэтажками, которая часто приводит к уничтожению парков и перенаселенности микрорайонов.
«Идеальная застройка в городе должна быть где-то от четырех до восьми этажей. Если, например, строить только трехэтажные дома и меньше, то не будет необходимой для города плотности населения, а если – многоэтажки, то это будут не дома, а муравейники».
Новые микрорайоны надо возводить со всей необходимой инфраструктурой: школами, детсадами, детскими площадками, парками и скверами, больницами, супермаркетами, деловыми центрами, а не просто делать их спальниками. Во дворах не должны стоять автомобили, мешая жителям, а дома ни в коем случае не надо выкрашивать в яркие и раздражающие «кислотные» краски. От «клоунской» цветовой гаммы, как ее называет Варламов, надо отказаться и при оборудовании во дворах детских площадок. Надо их делать такими, чтобы они развивали детвору.
«В центре города должны быть пешеходные улицы, а на тротуарах не должно быть стоянок автомобилей, как это я видел в Киеве, чтобы мы не пачкали свою одежду, пробираясь между ними.
Мы сейчас в Москве добиваемся того, чтобы Тверская, хотя она является правительственной трассой, стала пешеходной. Вот и Крещатик также надо сделать пешеходным, и это никак не усложнит проезд личного и общественного транспорта.
Помню, два года назад я сам был в Киеве во время Майдана, когда по Крещатику никто не ездил, и это было нормально, никто не жаловался. Я знаю, что на выходные, что очень хорошо, Крещатик перекрывают для автомобилей, но было бы еще лучше, чтобы он вообще стал пешеходной улицей. Киевляне будут тогда переходить его, не спускаясь в эти жуткие темные переходы, сталкиваясь при этом там с торговцами всякой всячиной».
Кроме того, по мнению Варламова, Киеву надо решить проблему с рекламой. «Ее очень много, причем ее много в центре. Недопустимо, чтобы реклама закрывала полностью здания».
Из центра Москвы в район Мневников будет перенесена Государственная Дума, что существенно разгрузит этот район от многочисленных автомобилей. Об этом стоит подумать и Киеву.
Московский урбанист также предлагает Киеву, как постсоветскому городу, в деле придания эстетичного внешнего вида панельным многоэтажкам брать пример с городов Восточной Европы, в частности с Восточной Германии, где так же, как и в СССР, практиковалось подобное строительство. «Я был в Германии и видел своими глазами, как немцы меняли внешний вид таких домов, после чего они приобретали вполне приемлемый вид», — предлагает Варламов.
Дома, возведенные при Хоннекере, проходят "дизайнерскую" обработку: их облицовывают современными материалами и утепляют, а потом интересно "разрисовывают", однако не в кричащие, а спокойные тона.
Житель двух столиц
Москву ставит в пример Киеву и собеседница Украины.Ру Юлия, которая два года назад перебралась вместе с мужем и детьми из столицы Украины.
«Вы знаете, Москва в сравнении с Киевом действительно город для людей. Наверное, по сравнению с Европой тут есть над чем работать, у города, конечно же, есть проблемы, но вот Киев она по качеству жизни уже опередила. Вот смотрите, я живу в Западном Кунцево уже два года в обычном спальном районе, поэтому могу судить о тех преимуществах, которые есть тут.
Поселились мы здесь в феврале, а как только сошел снег, наступили солнечные дни, и все высохло, сразу же многочисленные работники ЖКХ начали красить бордюры и заборчики в желто-зеленые цвета. Если где-то на тротуарах были проблемы, они сразу же устранялись, быстро латался асфальт. Нет никаких пустырей, мусора. Везде зеленые газоны, которые постоянно подстригаются.
Тут, представь себе, в каждом дворе есть первоклассная детская площадка, а у нас, в Киеве, нечто подобное делают только в парках. За два года в моем микрорайоне было снесено восемь хрущевок и возведено где-то шесть или семи домов с нуля. Был достроен большой блок в одной из двух школ. А в центре Киева, как стояли хрущевки, так и стоят.
«И Москву, и Киев сильно портят панельные однообразные и невыразительные многоэтажки советских времен. Разница в том, что в Москве разбитые большие ухоженные парки, которые смягчают советские каменные джунгли, делают тут жизнь человечней, что ли», — говорит Юля.
В парках есть и велодорожки, и необычные детские площадки, и небольшие озерца, которые придают пейзажу романтический вид, различные аттракционы, очень много тренажеров, на которых и стар, и млад занимаются спортом. И знаете, самое поразительное: нет никакого вандализма – никто ничего не ломает. Все пешеходные зоны выложены плиткой. Везде стоят указатели, которые объясняют, куда та или иная дорожка ведет. На больших стендах вы можете прочитать историю этого места и информацию о его флоре и фауне. В московских парках я видела не только белок, но и зайцев, и даже лис.
Есть специально оборудованные места для пикников, где вы можете провести время. Если парк расположен у Москвы-реки, то набережная с одной стороны будет забетонирована, туда будет проведено электричество, чтобы по вечерам можно было гулять, а вдоль нее проложена велосипедная дорожка с подсветкой, на склонах вкопаны в землю большущие деревянные лежаки, где москвичи могут или загорать, или просто сидеть по одному или группами. Еще раз, это не два-три благоустроенных парка, а десятки».