Статус-кво мертв?
На сегодняшний день Нагорно-Карабахская республика для подавляющего большинства стран (кроме Абхазии и Южной Осетии) является непризнанной республикой. В том числе и для Армении — несмотря на тесные торгово-экономические отношения и де-факто оборонный союз, Ереван не признает независимость НКР. Это непризнание было частью статус-кво, более-менее успешно функционировавшего до военной провокации Азербайджана в апреле 2016 года (которая в прессе получила название «четырехдневная война»).
По сути эти действия не являлись смертельным ударом по статус-кво. Вопреки мнению некоторых армянских активистов и экспертов, Баку не собирался проводить блицкриг — в его задачу входила ограниченная военная провокация, нацеленная на решение тактических внутренних и внешних задач. Однако в Ереване говорят о завершении переговорного процесса (в случае отсутствия гарантий безопасности, которые Азербайджан дать не может и не хочет) или, как минимум, необходимости его модификации, адаптации к новым реалиям. По всей видимости, армянские власти намерены использовать апрельское нападение азербайджанской армии как повод для того, чтобы пересмотреть статус-кво в свою пользу. И поскольку вариант с включением в переговорный процесс по Карабаху представителей НКР труднореализуем (Азербайджан на это не согласится) в Ереване нашли другой способ. Они говорят о намерении признать НКР.
Собственно, эта идея муссировалась в ходе всего апреля. В ходе военных действий президент Армении требовал от Баку прекратить действия под угрозой признания НКР. «Если военные действия, и в самом деле, продолжатся и примут широкомасштабный характер, Республика Армения признает независимость Нагорного Карабаха», — говорил Серж Саргсян. Затем армянские политики стали позиционировать вопрос признания как выход из нынешнего переговорного тупика, куда всех загнала агрессивность Азербайджана. «Если деятельность по мирному урегулированию карабахского вопроса не приведет к желаемым результатам, то у Армении есть средства и возможности для того, чтобы поддержать справедливые требования и борьбу арцахского народа (Карабах в Армении называют Арцахом — Эксперт Online), в том числе нашим признанием», — говорила вице-спикер армянского парламента Эрмине Нагдалян. Однако оформили эту инициативу лишь в первых днях мая. Представители оппозиции Заруи Постанджян и Грант Багратян вынесли соответствующий закон на обсуждение парламента. Если 5 мая его одобрит правительство, то депутатам предстоит решить, нужно ли Армении признавать НКР. Ранее такие законы отклонялись еще на стадии правительства, однако сейчас, после апрельской войны, ситуация может измениться.
Саргсян — не Лукашенко
По сути есть три дальнейших варианта развития событий. В рамках первого из них Ереван не станет изменять традиции и снова откажется поддержать проект исходя из его «нецелесообразности». Но при этом либо через процедурные моменты, либо через яркую дискуссию даст понять Баку, что на этот раз армянские власти были как никогда близки к признанию НКР. Тем самым намекнув азербайджанским властям (а также посредникам, занявшим в ходе конфликта слишком осторожную, по мнению Еревана, позицию), что в случае новых попыток Баку пойти на военное обострение армянские власти пойдут на политическое. Этот вариант сейчас рассматривается как наиболее вероятный, хотя сложно представить, как на фоне нынешней волны милитаристских настроений в обществе (которому рассказывают о неудавшемся блицкриге со стороны Баку и об окончании переговорного процесса) и без того непопулярная власть рискнет завернуть столь «патриотический» законопроект.
Второй вариант будет заключаться в том, что законопроект пройдет и правительство, и парламент, после чего превратится в закон. «Мы должны четко осознать, что имеем дело с субъектом, который в любой момент может отказаться от своих обязательств, а без учета этого обстоятельства нельзя идти вперед. Статус Карабаха не может быть неопределенным», — говорит замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. И вот тут очень многое будет зависеть от двух условий: позиции России и дальнейшей судьбы НКР.
Многие гадают о том, было ли нынешнее решение кабмина Армении согласовано с Москвой. Дала ли Россия добро на изменение статус-кво в качестве наказания Баку или же речь идет об армянской инициативе, за которую потом придется отвечать не только перед Кремлем, но и перед другими посредниками по Минской группе? Ведь что позволено Лукашенко (который регулярно конфликтует с Россией и идет вопреки позиции Москве) не позволено Саргсяну. И не потому, что Кремль ценит Белоруссию больше чем Армению. Лукашенко за время президентства смог частично сбалансировать российское влияние на Белоруссию за счет отношений с Европой и другими государствами. А у Сержа Саргсяна и Армении выбора нет, они вынуждены ориентироваться исключительно на Россию, а значит учитывать линию Москвы в своей внешней политике.
Кипр или Крым?
Поддержка армянских действий со стороны России будет лишь в том случае, если Москва решит жестко наказать Баку за нарушение статус-кво. Но даже в этом случае самым оптимальным для Еревана вариантом будет согласие России на превращение Карабаха в аналог Северного Кипра. Признанная лишь Турцией, эта территория спокойно существует уже десятки лет, и даже смогла добиться определенных успехов в ряде секторов экономики (например, здравоохранении, а также образовании — ВУЗы республики котируются настолько высоко, что туда едут учиться как из Турции, так и из стран Ближнего Востока). Формально это превращение будет обставлено как в 2008 году, когда после августовской войны в Южной Осетии в качестве наказания агрессора была признана независимость самопровозглашенных республик.
Но даже Россия (которая на несколько порядков мощнее Армении) не могла себе позволить включить эти территории в свой состав. А в Ереване некоторые активисты выступают именно за то, чтобы после «а» сказать «б». По их мнению, только включением НКР в состав Армении можно окончательно закрыть карабахский конфликт.
На деле такой сценарий будет иметь ряд крайне негативных последствий для Армении. Для начала ее исключат из всех интеграционных группировок на постсоветском пространстве, и прежде всего из жизненно важного для страны ОДКБ. Ни Лукашенко, ни Назарбаев не признают НКР частью Армении а значит и не будут готовы участвовать в системе коллективной безопасности с государством, непризнанная часть которого находится под угрозой вторжения. Аналогии с Крымом тут абсолютно неуместны — да, Минск и Астана не признают Крым частью РФ, но они при этом понимают, что воевать за эту нелегитимную, по их мнению, часть России им не придется. А за Карабах придется — Алиеву в таких условиях не останется вариантов кроме войны.
Что же касается Москвы, то признание Карабаха станет мощнейшим аргументом для сторонников пересмотра отношений с Арменией. Отношений, от которых на сегодняшний день зависит выживание армянского государства.
Геворг Мирзаян