21 апреля премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил о грядущем повышении тарифов на газ с 1 мая. И это далеко не последнее повышение. «Украина.Ру» с помощью экспертов, разбиралась, в чем причина роста тарифов и почему это опасно для страны.
Язык не спикера, но премьера
Выступая в Верховной раде после своего назначения на должность премьер-министра, Владимир Гройсман пригрозил членам правительства: «Я вам покажу, что такое управление государством». Позже оказалось, что с жестким стилем главы правительства придется познакомиться всем украинцам без исключения. На прошлой неделе Гройсман заявил: тарифы на газ для населения снова повысят.
«Есть обязательства, которые подписаны украинской стороной, о том, что тарифы на газ будут 100% соответствовать стоимости. Другого пути просто нет», — подчеркнул премьер-министр. Сегодня льготный или так называемый «социальный» тариф для населения составляет 3600 гривен за тысячу кубометров или 52% от полной цены. Соответственно, полный тариф составляет 7188 гривен. С 1 мая «социальный» тариф повышается и составит 75% от полного или минимум 5500 гривен за тысячу кубов.
Еще месяц назад тогда еще спикер парламента Владимир Гройсман весьма неоднозначно относился к подобному шагу. «Люди видят определенную однобокость реформ, когда реформами называют поднятие тарифов или уменьшение пенсий. Это не реформа, это определенные шаги, которые, возможно, и нужно делать, но при этом понимать, каким образом дать людям понимание того, что страна движется в правильном направлении», — заявлял он 10 марта.
Рост тарифов вместо реформ
В конце прошлого года уже бывший министр финансов Наталья Яресько пообещала, что в 2016 году «Нафтогаз Украины» станет безубыточным. Таким было одно из требований МВФ, который видел в дефиците средств госмонополии, который сопоставим с дефицитом всего украинского бюджета, угроза макроэкономической стабильности. А от нее прямо зависит выдача новых траншей кредитов Фонда.
Впрочем, о росте тарифов в МВФ не говорили ни слова. Такой рост — целиком и полностью инициатива украинских чиновников, иными словами — самое простое решение. «Слова о том, что это МВФ навязал свою позицию, не соответствуют действительности. МВФ просто поставил требование, чтобы «Нафтогаз» не получал дотации из бюджета. Но МВФ не говорил, что нужно повышать тарифы. Это предложение нашей стороны — Украины и «Нафтогаза»», — считает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
О том, что экономических предпосылок для повышения тарифов нет, говорит и Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины. «Достаточно было бы оставаться на уровне 3600 гривен. Этот уровень дает возможность «Нафтогаза» работать не в убыток, и при этом тариф подъемен для большей части населения», — отмечает эксперт.
В правительстве все чаще говорят о необходимости выйти на паритет цены газа на внутреннем рынке и ценой импорта. Но никто так и не ответил на вопрос, зачем это делать, по крайне мере, сейчас. Тем более, высокая стоимость импортного российского газа, поступающего в Украину по реверсу, разбавляется низкой ценой газа украинской добычи. «Максимальная цена, которую озвучила «Укргаздобыча» — это 3500 гривен. Эта цена включает все — налоги, ренту, НДС, инвестиционную составляющую. То есть это даже меньше «социального тарифа» в 3600 гривен. Поэтому нужно возвращаться к пересмотру этих тарифов», — поясняет Корольчук.
Если крупнейшая газодобывающая компания страны, обеспечивающая потребности населения в газе на 80%, готова поставлять его по нынешним расценкам, то какова же истинна причина роста тарифов? «Нафтогаз Украины» — компания пусть и убыточная, но генерирующая десятки миллиардов гривен денежного потока ежегодно. С этого гигантского денежного потока все годы существования монополии кормились чиновники разных политических ориентаций и разного калибра. И ликвидация монополии «Нафтогаза» совсем не выходит в их планы.
Вопрос ликвидации НАКа и выделение из него добывающих и транспортных активов обсуждается многие годы. Критики отсутствия реформ в «Нафтогазе» в 2014 году сами стали властью, но вопрос реформирования газового монстра с места не сдвинулся. Вместо этого чиновники украинского Минэнерго запустили длинную канитель бюрократических согласований реформы с Брюсселем. «Мы направили доработанную модель разделение НАК «Нафтогаз Украины» в Секретариат Энергетического Сообщества. Модель учла почти все замечания, высказанные нам 14 марта в ходе слушаний Секретариата в Вене. Теперь ждем в течение двух недель официальный ответ Секретариата в отношении соответствия модели европейскому законодательству», — пишет в своей Facebook директор департамента стратегического планирования и европейской интеграции Минэнерго Михаил Бно-Айриян. Такая переписка может вестись долгие месяцы, а то и годы. После чего реформа может еще длительное время торпедироваться на уровне украинского руководства.
Ну а пока живем по повышенным тарифам.
Больше субсидий или меньше платежей
Сценарий, когда из-за повышения тарифов на газ все больше людей обратятся за субсидиями, не будет для правительства сюрпризом. Вице-премьер-министр Украины Геннадий Зубко в понедельник заявил: группа аналитиков и юристов отрабатывает вопросы создания Фонда энергоэффективности, монетизации субсидий и системы взаиморасчетов между участниками рынка. При этом Минсоцполитики в начале года инициировало проверки домохозяйств на предмет законности пользования субсидиями.
«Это было ожидаемо, что вы, обратившись за субсидиями, получите учет доходов по косвенному признаку. Мы к вам придем и проверим, есть ли у вас цветной телевизор, большой холодильник и автомобиль. Это своего рода ревизия материального состояния населения Украины, а по сути дела — косвенное налогообложение», — отмечает Валентин Землянский. «Если тарифы повысят, то дотации могут составить 45 млрд грн (в 2015 году на субсидии ушло порядка 25 млрд грн — ред.), — прогнозирует Юрий Корольчук. — Где государство возьмет на это деньги? Напечатает в буквальном понимании. Львиная доля этих дотаций пойдет на «Нафтогаз», на облгазы, облэнерго, водоканалы, другие сервисные компании».
В любом случае, теперь получить субсидию на газ будет несколько сложнее. Эксперты предрекают, что в конечном итоге Украина может пойти по европейскому пути, когда должников будут выселять или «помогать» им перебираться в жилье поменьше. «Будут приближаться к так называемым «европейским моделям». Если человек получает субсидию, он не может иметь ряда благ. Например, он не может иметь своей квартиры. А если есть квартира, он должен ее продать или это должно сделать государство», — утверждает Корольчук. «Власть, которая решительно возьмется за эту реформу, попробует латышский вариант: бедные, пенсионеры с мизерной пенсией не могут жить в больших квартирах в центре города. Соответственно, будут стимулировать людей продавать свои квартиры, чтобы они жили в помещениях, которые они могут оплачивать».
Вопрос, сможет ли население оплачивать тарифы, особенно с началом нового отопительного сезона, пока без ответа. «У нас при таких тарифах 2/3 населения не в состоянии оплачивать коммуналку», — отмечает Валентин Землянский. К платежной дисциплине люди старшего поколения приучены со времен Советского Союза, но с ростом тарифов добропорядочных плательщиков будет становиться все меньше. «Пока статистика показывает, что долги людей по платежам растут умеренно. Более того, никаких катастрофических сценариев нет. По газу получилось так, что бюджет должен людям в виде переплаты по субсидиям», — в свою очередь уверен Блинов.
Государство самоустраняется
Безубыточность «Нафтогаза» правительство обеспечивает в том числе административными методами, попросту загоняя все платежи населения (в частности за тепло) в пользу госмонополии в ущерб другим поставщикам услуг. Для этого введен режим спецсчетов, которые уводит деньги потребителей на потребности НАКа. При этом зачастую игнорируется необходимость платежей по обязательствам ТКЭ перед энергопоставляющими компаниями, водоканалом и другими поставщиками. Накопленная задолженность в свою очередь приводит к отключению поставщиков тепла от электричества и водоснабжения. А это в условиях отопительного сезона — не что иное, как коллапс энергосистемы и замерзание городов.
«Это не озвучивается прямо, но такая задача поставлена — приватизировать муниципальные теплокоммунэнерго», — уверен Юрий Корольчук. В таком случае накопление задолженности — своего рода способ «предпродажной подготовки», хорошо обкатанный еще в 90-х годах. Рынок движется к хаосу. Есть убыточные ТКЭ, а есть прибыльные — много зависит от специфики региона, состояния сетей, а также от того, на каком топливе работают тепловики. Помимо продвижения бизнес интересов близких к властей людей, государство решает главную задачу — снимает с себя головную боль по обеспечению граждан самым необходимым. «Проблема загоняется с уровня потребитель-монополист на уровень взаимоотношения между монополистами: госводоканалами, теплокоммунэнерго и «Нафтогазом», — говорит Землянский. По сути, обеспечение населения теплом, водой и другими базовыми услугами — это проблема не государственного уровня, а властей каждого отдельного региона. И хорошо, если это крупный промышленный центр, мэр которого вхож в киевские кабинеты, а не дотационный населенный пункт, возглавляемый членом оппозиционной партии.