Как известно, среди воинственной части украинского политикума и общества бытует на уровне аксиомы мнение, что Украина находится в состоянии войны с северным соседом. Президент Пётр Порошенко на очередной международной трибуне показывает пачки паспортов российских военнослужащих, число которых (каждый раз разное) исчисляется, по его мнению, несколькими десятками тысяч. Но их почему-то не видят в Донбассе ни американские спутники, ни сотрудники ОБСЕ.
Но при этом Украина до сих пор не разорвала дипломатические отношения с «агрессором» — несерьёзно-показушная попытка группы нардепов сделать это была на корню пресечена президентом Порошенко. Правда, сразу после свалившейся на него должности спикера об этом же заикнулся Андрей Парубий, но это, видимо, было сделано просто из желания запомниться первым спичем. «Великая украинская стена» имени Арсения Яценюка так и не построена, большой договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и РФ не денонсирован, и в последнем заседании глав правительств стран СНГ в Москве Украина принимала участие на уровне посольства.
Хотя зачастую искать логику в действиях украинской власти дело заведомо неблагодарное, но ещё более удивительно на фоне всей этой антироссийской истерии продолжающееся сотрудничество двух стран в области военно-промышленного комплекса (ВПК). Например, концерн «Антонов» (переведённый в состав «Укроборонпрома») продолжает поставки в Россию комплектующих для самолёта АН-148.
«Мы критиковали любые контакты с Россией в военно-технической сфере после начала «войны». Понятно, что «Антонов» имеет 13 000 сотрудников. Руководство всегда напоминает, что нужно их кормить. Но если Украина находится в состоянии войны де-факто, то нужно отказаться от любых контактов в военно-технической сфере с Россией. Это ставит под удар санкции Запада против России и позволяет говорить о двойных стандартах в Украине», — заявил в интервью украинскому сайту директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.
Но Украина сотрудничает с Россией не только в авиационной сфере. Из РФ завозится ходовая часть российского БТР-80, которая используется при сборке «Дозора-Б». И это несмотря на то, что в правительстве теперь есть вице-премьер-министр по вопросам «АТО».
«Украина в любой момент может быть атакована Россией. Я имею в виду не только провокации российско-террористических группировок в Донбассе… Имею в виду проведение масштабной военной операции со стороны РФ. Россия использовала и использует территорию Украины как полигон для того, чтобы вести соперничество или дискуссию с Западом. При определённых условиях, если ситуация зайдёт в тупик, случится максимальное обострение отношений между Россией и США, Россией и Западом вообще, то Москва в качестве компенсации может демонстрировать свою силу, выбрав Украину как слабую мишень», — опасается Бадрак.
И при этом он добавляет, что Украина и дальше будет вести торговлю с Россией в военной сфере, одновременно с ней воюя: «Я не хочу утверждать, но не исключаю этого. Все факты, заставляют говорить именно так».
Когда-то в советские времена (проклинаемые нынче в Украине властью) харьковский завод им. Малышева производил до 600 танков в год. Разумеется, мощности завода нынче совсем иные. Так что можно сказать, что «Укроборонпром» фактически провалил программу серийного производства украинских танков.
«Украина.Ру» попросила прокомментировать данную ситуацию экспертов.
Михаил Ходаренок, главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» и журнала «Воздушно-космическая оборона»:
Прекращение сотрудничества России и Украины в сфере ВПК достаточно чувствительно для России. Это сотрудничество осуществлялось во многих сферах. Я выделю две существенные — это производство двигателей для вертолётов и кораблей ВМФ, которые собираются на украинских заводах «Мотор Сич» (Запорожье) и «Зоря»-«Машпроект» (Николаев).
Из-за того, что остановилось сотрудничество с предприятием «Зоря»-«Машпроект», задерживается ввод в строй всех российских кораблей. На данный момент это, например, фрегаты серии «Адмирал Григорович». «Мотор Сич» выпускал в год 400-500 вертолётных двигателей. А завод имени Климова в Санкт-Петербурге — 50. И для того, чтобы ему выйти на уровень «Мотор Сич», нужно увеличить производство в 10 раз. Это при условии, что и увеличение производства на 10% — неслыханный трудовой подвиг.
В Украине выпускаются двигатели для тяжёлого вертолёта Ми-26, двигатели для самолётов Бе-200 и Ан-124. Причём в отношении Ан-124 вопрос стоит настолько радикально, что ввиду отсутствия двигателей проще сделать новый самолёт.
Разрыв сотрудничества России и Украины в сфере ВПК — очень тяжёлый и чувствительный для обеих сторон. Украине просто некому предложить свои продукты — европейские и американские рынки закрыты для неё в этой области. Однако если Россия с огромными трудностями, но выкрутится, то вполне возможно, что большинство украинских предприятий, которые заняты производством для российского оборонно-промышленного комплекса, придётся или перепрофилировать или закрыть.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
Так уже сложилось, что украинский ВПК — это часть советского ВПК, и поэтому он очень сильно интегрирован с российскими коллегами. Действительно, в результате событий в Донбассе военное сотрудничество с Россией невозможно. И официально ещё в 2014 Украина разорвала эти контакты. Но как несложно догадаться, в результате этого украинские заводы ВПК просто остановились. Поэтому сейчас украинский ВПК — это обычная «потёмкинская деревня», где разворовывают бюджетные деньги на госзаказах. Откаты там доходят до 75% от суммы контракта. И в тот же момент Украина покупает за кредиты США старый хлам американской армии
К слову. Если кто не знает. После развала СССР на территории Украины танков было больше, нежели в любой другой точке мира. Часть этих танков продали за рубеж. Но и сейчас их очень много, однако их большая часть — это металлом. А эти клоуны собрались делать новые, хотя проще отремонтировать имеющиеся.
Александр Дудчак, экономист:
Украина, точнее, её майданная власть, по наущению Соединённых Штатов загнала себя в замкнутый круг. Киевская власть не может оправдать свой провал по всем направлениям — от экономики до гуманитарной сферы — иначе, как «внешней вооружённой агрессией» со стороны России. При этом не желая замечать, насколько смешно выглядят такие утверждения на фоне проведённой Россией операции в Сирии. Каждый здравомыслящий человек может представить себе, как бы развивались события в Донбассе, если бы российские вооружённые силы действительно приняли участие в конфликте.
Постоянные разговоры о «России-агрессоре» заставляют Киев разрывать кооперационные связи с РФ. В первую очередь, в сфере военного сотрудничества. Но без сотрудничества с Россией украинская оборонка и авиастроение обречены на вымирание. Для двигателей, выпускаемых для российских заказчиков, практически невозможно найти другие рынки сбыта. Без российских заказов комплектующие для ракетной техники, выпускаемые в Украине, также невозможно никуда пристроить. Зато в Украине любят рассказывать смешные сказки про «ракетный щит» и производство корветов, в которые не верят даже те, кто их рассказывает. Производство танков формально существует, но выполнить даже те небольшие заказы, которые чудом удаётся получить на внешнем рынке, выполнить качественно и в срок не представляется возможным. Максимум, на что способно украинское производство сегодня — реанимировать старые советские танки и выпускать бронемашины, которые не сделают погоды в условиях полномасштабных боевых действий. «Легендарные» «Оплоты» так в серию и не пошли. Даже патроны сами не производят, а пользуются неблагонадёжными недекоммунизированными запасами.
В целом, судя по состоянию украинской оборонки, никто всерьёз воевать не собирается. И слава Богу. А время работает на тех, кто умудряется выкачивать последние соки из некогда могучего ВПК, доставшегося Украине в наследство от СССР. Только это же время и убивает высокотехнологичную промышленность. Спасительным выходом было бы покаяние нынешней власти, новый «нюрнбергский трибунал» над майданом и признание его результатов преступлением против украинского народа. И, как следствие — возвращение Украины в естественную для неё среду обитания, возобновление процессов интеграции в ЕАЭС, а не в ЕС.
Руслан Веснянко