Правительство Казахстана ввело ограничения на госзакупки у неказахских поставщиков товаров двойного назначения и «открытой» части гособоронзаказа. Произошло это еще в конце прошлого года, но российскую сторону никто не предупредил о нововведениях. Теперь, как стало известно СМИ, Министерство экономики РФ направило официальное обращение в правительство Казахстана и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с просьбой провести консультации по этому поводу. К участию в консультациях, которые должны пройти в апреле, будут приглашены представители Минобороны, Минпромторга, ФАС, МВД и крупнейшие поставщики в сфере гособоронзаказа.
В данном случае Россию беспокоит не только возможные потери заказов, которые уже оцениваются во внушительную сумму, но сам факт подобного поведения ближайшего партнера по Евразийскому экономическому союзу. Вопрос и в том, за счет чего Казахстан планирует замещать военные поставки — по факту, альтернативы России у него нет.
Единый рынок
Отягчающим моментом стало то, что эти ограничения, введенные в декабре 2015 года законом «О госзакупках», носят бессрочный характер. Это нарушает договор о создании ЕАЭС, где прописано, что подобные ограничения в странах-членах могут вводиться лишь на срок до двух лет и только в исключительных случаях. «В данном случае речь идет об ограничении всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государств-членов ЕАЭС, которые могут участвовать в открытой части гособоронзаказа Казахстана. В первую очередь это, конечно, затрагивает интересы российских крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа», — подчеркнули в Минэкономики.
Ограничения Казахстана идут и вразрез с тенденцией ЕАЭС создать открытый единый рынок госзакупок внутри союза. Согласно данным ЕЭК, общий объем госзакупок в рамках ЕАЭС в прошлом году составил не менее $125,5 млрд, из них на Россию пришлось $114 млрд, на Казахстан — $9,2 млрд, на Армению, Белоруссию, Киргизию по $700 млн. Так что речь идет о серьезных объемах торговли. По оценкам Минэкономики РФ, Россия может теперь лишиться рынка в миллиарды долларов.
Что касается «закрытой» части гособоронзаказа, Казахстан пока не играет в нем ведущую роль для российского ВПК, который, согласно данным Стокгольмского института исследований проблем мира, вырвался на второе место в мире, а его портфель заказов на 2016 год составил рекордные $56 млрд.
Более того, до 2014 года Москва предоставляла вооружение Астане безвозмездно в рамках помощи ОДКБ. В 2015 году Казахстан впервые расплатился с РФ реальными деньгами, получив четыре многофункциональных российских истребителя Су-30СМ на сумму около 5 млрд руб. и заказав еще восемь на сумму не менее 10 млрд руб.
Общая политика безопасности
Новость о наметившихся разногласиях Астаны и Москвы по поводу военных госзакупок была с радостью принята антироссийскими СМИ. Малейший сигнал о проблемах в рамках ЕАЭС, ШОС или БРИКС используется как аргумент в пользу «провальности российской политики». Но не стоит сгущать краски относительно данного эпизода, вероятнее всего, намеченные консультации пройдут конструктивно, хотя осадок, конечно, останется.
Возможны несколько вариантов, почему Астана может ввести эти ограничения. Во-первых, покупка российского вооружения за реальные деньги оказалась Казахстану не очень по душе, и таким методом он хочет добиться преференций и скидок на этом направлении.
Вместе с тем сомнительно, что Казахстан ищет замену российской военной продукции. Если еще в середине нулевых второе место по поставкам военной техники в Казахстан после России, хотя и с большим отставанием, занимали США, теперь там надежно закрепился другой член ЕЭАС — Белоруссия. Невозможно, да и бессмысленно переводить армию Казахстана на западные рельсы, российское оружие обладает необходимыми техническими характеристиками совместимости с уже имеющейся на вооружение Казахстана техникой. Конечно, существуют риски, что Россию на казахском рынке военных закупок может потеснить Китай, который находчиво использует российские технологии, но полностью заменить российскую продукцию китайские аналоги не смогут. Так что выбор очевиден.
Наконец, поскольку речь идет о предпочтении неказахским поставщикам, таким образом Астана может надеяться стимулировать собственное производство. В Казахстане уже несколько лет идет дискуссия о возрождении и развитии отечественного ВПК. Но прогресс возможен лишь в сотрудничестве с Россией и коллегами по ЕАЭС. Стоит напомнить и о советском наследии, более 50 предприятий советского ВПК располагались на территории Казахстана, они в значительной мере появились там во время эвакуации промышленности из западных областей в годы Великой Отечественной войны. Во времена гонки вооружений казахский ВПК хорошо себя зарекомендовал, и сегодня оборонные предприятия ЕАЭС должны расширять сотрудничество.
Наконец, на евразийском пространстве сформировано общее поле безопасности. Так, например, Россия приступила к созданию Объединенных систем противовоздушной обороны союзных государств, где уже участвуют Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Поэтому любые ограничения в такой ситуации бессмысленны, делить нечего и это даже опасно. Нельзя не согласиться с тем, что ЕАЭС в его сегодняшнем состоянии вызывает много вопросов, но надо учитывать, что он еще не оформился, а сотрудничество России и Казахстана носит стратегический характер и выходит за формальные рамки существующих союзов.
Дарья Андреева