Все сложно
Вплоть до недавнего времени ни у кого и в мыслях не было подвергать сомнению прочность «Пакта Куинси» — соглашение о саудовско-американском союзе, заключенное еще в 1945 году на борту крейсера «Куинси». Государствам удавалось вместе реализовывать общие интересы (например, сдерживание Ирана) и относительно успешно обходить конфронтационные моменты (в частности, израильский вопрос).
Однако после прихода к власти Барака Обамы ситуация изменилась, и трещины в отношениях начали резко углубляться. Некоторые эксперты (в частности, из той же Саудовской Аравии) считают виновным в этом процессе лично американского президента — мол, он оказался слишком слабым лидером и не может выполнять свои обязательства. Кроме того, его обвиняют в персональной неприязни к КСА — саудовская Аравия помнит, как в 2002 году Обама называл ее «так называемой союзницей» США. А на прямой вопрос премьер-министра Австралии Майкла Тернбулла о том, является ли КСА другом США, отвечал с улыбкой: «все сложно».
На самом деле эрозия «пакта Куинси» была куда более объективным процессом — просто в какой-то момент интересы двух столь разных государств разошлись. Свою лепту в это внесла, разумеется, и Саудовская Аравия, решившая перекроить регион в ходе Арабской Весны. Американцы к весне не были готовы, и она шла не по их сценарию — Вашингтону, конечно, не нравились авторитарные диктаторы Ближнего Востока, но радикальные исламисты, которых поддерживала КСА, им нравились еще меньше. Отчасти именно поэтому Барак Обама категорически не хотел вводить войска в Сирию — даже на саудовские деньги, даже после предоставленного ему предлога в виде использования в Сирии химического оружия. В результате сейчас в той же Сирии Саудовская Аравия (поддерживающая запрещенную в РФ террористическую группировку ИГ и пытающаяся затянуть сирийскую гражданскую войну) играет против американских интересов.
Однако самым большим ударом стала, конечно, американо-иранская ядерная сделка. Безусловно, она не означала мгновенное аннулирование американо-иранского конфликта и возникновение оси Вашингтон-Тегеран — до этого еще очень, очень далеко. Однако сделка стала символом отказа Соединенных Штатов от стратегии полномасштабного сдерживания Ирана и курса на создание с иранцами неких новых правил игры на Ближнем Востоке. Учитывая, что сегодня Тегеран и Эр-Рияд не просто конфликтуют, а зачастую играют по принципу нулевой суммы (то есть любое ослабление КСА выгодно Ирану и наоборот), саудовское руководство не только отказалось конструктивно участвовать в выработке этих правил игры, но и восприняло американскую инициативу как предательство.
Саудовская рука
Судя по всему, в ходе своего визита в Эр-Рияд Барак Обама попытается каким-то образом сгладить эти противоречия. 20 апреля американский президент встретится с королем Салманом, а на следующий день у него будет возможность пообщаться с высокопоставленными представителями других монархий региона (в КСА будет проходить Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива). Однако ряд американских политиков считают, что американский президент должен говорить с саудовским королем не на дипломатичные, а на правильные темы. Так, в преддверие визита Обамы на Ближний Восток сенаторы США требуют рассекретить так называемые «28 страниц» — часть итогового доклада о событиях 11 сентября 2001 года, которая не была опубликована по соображениям национальной безопасности.
Долгое время американские эксперты и политики говорили о причастности КСА к терактам 15-летней давности. И не только потому, что львиная доля террористов имела саудовское гражданство — КСА, по их мнению, финансировало Аль-Каиду. Железобетонных доказательств у них не было — согласно итогам официального расследования, авторы авторы «не нашли доказательств причастности правительства Саудовской Аравии или высокопоставленных официальных лиц королевства к финансированию теракта». Однако в засекреченной части утверждается обратное — по словам ознакомившегося с документом сенатора Боба Грэма, там есть доказательства причастности к терактам саудовских организаций и высокопоставленных лиц Королевства, включая и членов правительства. Эти данные были засекречены по политическим соображениям — администрация Буша не хотела портить личные, деловые и межгосударственные отношения с Королевством Двух Святынь.
В Эр-Рияде воспринимают публикацию как крайне недружественный жест. В случае публикации секретной части доклада Королевство угрожает распродать американские активы на 750 миллиардов долларов. Причем действия КСА позиционируются не как месть, а как разумное средство предосторожности — по словам министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра, Эр-Рияд лишь попытается избавиться от имущества, к которому имеет доступ Вашингтон, ведь после публикации американцы вполне могут заморозить все эти активы. Судя по всему, Белый дом воспринял угрозу всерьез — администрация президента США и Госдеп упрашивают Конгресс отказаться от их идеи.
Однако авторы законопроекта уверены, что КСА блефует (она не станет резко сбрасывать американские активы, поскольку этот шаг вызовет кризис в мировой экономике и еще больше подорвет репутацию Саудовской Аравии). И что они лишь хотят большей прозрачности и честности в двусторонних отношениях.
Геворг Мирзаян