Угрозы и давление в адрес Православной церкви на Украине имеют целью породить раскол в Московском патриархате. После этого власти страны попытаются объединить то, что осталось от Церкви, с раскольниками Филарета и влить туда Украинскую автономную православную церковь. Этим завершится процесс формирования «незалежной» церкви Украины. Таковы итоги доклада «Жертва гражданской войны. Преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине 2014-2015», который представили в Москве.
С каких сторон украинские власти нападали на православие и каких сценариев развития событий ждать в будущем, выясняла «Русская планета».
Увести в раскол
Филаретовские раскольники сыграли важную роль в разжигании конфликта в Донбассе, отмечает Владислав Мальцев, журналист «Независимой газеты» и правозащитник, автор доклада: «Атаки на Украинскую православную церковь начались еще во время Майдана, сперва в идеологической плоскости, затем дело перешло к насильственному захвату храмов, избиению прихожан и нападкам со стороны радикалов».
Храмы захватывали и раньше. Но до переворота таких случаев, считает Мальцев, было мало — в среднем раз в год. «Понятное дело, что они не ставят себе цель захватить все 13 тысяч приходов Украинской православной церкви, но они делают прицел на будущее: сперва устрашить, а затем заставить их молчать и жить в этой суровой реальности», — пояснил эксперт.
Главной тактической целью во время Майдана и сразу после захвата власти было идеологически обработать население, заставить его вступить в войну против Донбасса. МВД и армия, уверен Мальцев, не очень-то хотели воевать на первых этапах конфликта. Добровольческие отряды тогда лишь формировались, и не без помощи униатов и греко-католиков, которые собирали для них средства. Простым украинцам было важно внушить, что «москальская» церковь неправильная, что она готовит и снаряжает пророссийских боевиков, готовящихся к захвату Украины, и т.д. А затем — ждать, пока идеологически обработанное население начнет массово покидать Московский патриархат и переходить на сторону «правильной», независимой церкви. Но этого не случилось: случаев выхода приходов из УПЦ МП было зафиксировано 60, а вот случаев появления новых общин — около 500, говорит Александр Дюков, координатор Группы информации по преступлениям против личности.
Верующие встали стеной на защиту своих ценностей. Тогда боевики запрещенного в РФ «Правого сектора» и других радикальных организаций при поддержке со стороны униатов и греко-католиков перешли к следующему этапу: силовой захват храмов, давление на священников, запугивание, поджоги, избиения и даже убийства. Однако и это им не удалось: если верить данным, озвученным пресс-службой УПЦ МП, у нее был отнят 31 храм, в основном на западе Украины. Это не такая уж и большая цифра по сравнению с общим количеством приходов УПЦ МП (13 000 и 250 монастырей).
Арифметика преследований
Всего, как отмечается в докладе, за 2014-2015 годы зафиксировано 127 фактов преследований людей, открыто исповедующих православие. 30 раз имели место обстрелы храмов в зоне АТО. Нападений с целью захвата храма — 36 случаев, при этом всего было атаковано 27 храмов, то есть на многие церкви нападали по несколько раз.
Большая часть атак на храмы приходится на Ровенскую и Тернопольскую области, а вот случаев поджога больше всего было в Киеве. При этом, подчеркнул Александр Дюков, в докладе зафиксированы исключительно случаи поджога или нападения с доказанной религиозной подоплекой, а также те факты, которые подтверждались более чем одним источником, в том числе и со стороны Украины.
Также, по словам Дюкова, зафиксировано 27 случаев преследований священнослужителей, из них 6 подверглись преследованию со стороны СБУ, также было 8 случаев похищений и доказанных пыток и одно убийство на почве религиозной ненависти.
Орудия войны
Помимо раскольников Филарета, одной из ударных сил религиозного противостояния стали униаты. При этом, отметил Мальцев, они захватывают храмы не для себя, а для «филаретовского» Киевского патриархата, руководствуясь логикой «лишь бы не досталось москалям».
Греко-католики широко представлены в капелланской службе. Принимали и принимают участие в войне в Донбассе также представители других конфессий. В самом начале конфликта, рассказывает Мальцев, на Украину приезжали инструкторы из США, которые обучали людей, как следует вести себя на войне и как мотивировать на убийство, убеждая, что нынешняя война — во имя высших целей.
Многие священники работали как капелланы, а также сами принимали участие в вооруженном противостоянии. Около 40 греко-католических священников приехали в добровольческие батальоны по своей инициативе. Протестанты создали два батальона, в каждом было около 30-40 человек.
Достучаться до небес
Александр Дюков признался, что не испытывает особых иллюзий насчет внимания со стороны международных правозащитных организаций: «Вряд ли в ближайшее время влиятельные организации обратят внимание на эту проблему. До последнего они предпочитают закрывать на это глаза. Но это не значит, что не нужно делать такую работу». В будущем, уверен Дюков, данный труд может быть использован не только для правозащитной деятельности, но и в качестве документальной работы, на которую будут ссылаться историки и ученые.
Ранее информация, содержащаяся в докладе, была передана руководству РПЦ и, по словам Дюкова, использовалась при подготовке встречи патриарха Кирилла с папой римским Франциском. Есть интерес к докладу со стороны российского МИД. В середине апреля доклад «Жертва гражданской войны. Преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине 2014-2015» будет представлен на одном из мероприятий под эгидой ОБСЕ.
Елена Горбачева