Не сделано исключение даже для продукции тех деятелей кино, кто выступал со словами поддержки в адрес Киева, что может стать для них уроком. Впрочем, не только для них.
В поддержку инициативы о запрете демонстрации российских фильмов, снятых после 1 января 2014, высказались 237 депутатов Верховной Рады при необходимых 226. Законопроект пока еще не подписан президентом, но сомнений в том, что Порошенко легко «подмахнет» данный документ, практически нет. А спустя 2 месяца после официальной публикации закон вступит в силу, и за каждый случай показа или распространения запрещенных фильмов будет взиматься штраф в размере от 10 до 50 минимальных зарплат, то есть приблизительно от 35 000 до 175 000 рублей по текущему курсу.
Не уточняется, будет ли запрет распространяться на совместную российско-украинскую продукцию вроде «Битвы за Севастополь» (в украинском прокате — «Незламна») или комедии «8 лучших свиданий» с Владимиром Зеленским в главной роли, которая вызвала в России скандал, но все же провалилась в прокате. Формально, если фильм снят российским юридическим лицом, то пусть бы даже все главные роли в нем исполняли украинские ветераны «АТО» — на картину все равно будет наложен запрет.
Другое дело, что прописанный в законе штраф в принципе не такой уж и большой по меркам даже кабельного телеканала. Это важно, и вот почему: незадолго до голосования в Верховной Раде было опубликовано интервью главы киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова, по словам которого Украина по-прежнему продолжает покупать российское и советское кино, несмотря на предыдущие запреты и черные списки.
Правда, по словам Шахназарова, продажи снизились на 30%, в частности «сильно сократил закупки телеканал «1+1» Игоря Коломойского», зато с «Интером» «у нас все очень активно развивается, он не сокращает закупки». «Картины берут, но убрали, правда, все военные фильмы, — добавил режиссер. — Интернет-порталы, кстати, берут и военные фильмы, и все, что внесено у них в черный список».
Напомним, телеканал «Интер» принадлежит украинским олигархам Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину. Первый до сих пор находится в Вене, несмотря на то, что австрийский суд отказал США в его экстрадиции. Второй также проводит большую часть времени в австрийской столице, а до 30 ноября 2013 года занимал пост главы администрации Виктора Януковича. В недавнем интервью агентству Bloomberg Фирташ заявил, что Украина находится под внешнем управлением США. Причем удачным это управление назвать нельзя.
Примечательно, что, вводя внешнее управление, США совершенно не позаботились о том, чтобы экспортировать хотя бы толику собственных ценностей (за исключением русофобии части политического истеблишмента). Сложно представить что-то более противоречащее первой поправке к Конституции США, чем те бесконечные ограничения, что вводятся на Украине против свободы слова, свободы прессы и свободы распространения информации.
Конечно, и в самих США был период маккартизма, когда за одно подозрение в сочувствии к коммунистам можно было получить запрет на профессию и высылку из страны, что и произошло с гражданином Британии Чарли Чаплиным. Но тотального запрета на советское кино все-таки не было. Как и на американское — в СССР. Разумеется, американская кинопродукция выходила на кино- и телеэкраны в весьма ограниченном количестве, но советские чиновники все-таки применяли избирательный подход, а не принцип «коллективной вины». Более того, даже кинопродукция гитлеровской Германии не была запрещена тотально — «трофейные» фильмы регулярно демонстрировались в СССР.
Так, встав на путь борьбы со всем советским, современная Украина вобрала в себя худшие черты советской идеологической системы, причем доведя их до абсолюта. Правда, по большому счету украинский запрет на показ российских фильмов мало чем отличается от зарегистрированной на сайте президента Украины инициативы сбивать российские спутники в случае отказа перечислить плату за их пролет. По крайней мере, возможностей добиться и того, и другого у киевских властей немного.
Центральные украинские телеканалы либо перестанут транслировать новые российские сериалы, либо предпочтут платить не особо обременительный штраф (рекламные блоки окупят его с лихвой), либо со временем в работе над российскими сериалами начнут принимать формальное участие украинские юридические лица. Представить ситуацию, когда Россия начнет каким-то образом ограничивать свободу творчества украинских граждан, довольно сложно. Наконец, большинство из тех, кто имеет постоянный доступ в интернет, данного запрета, скорее всего, даже не заметят — и продолжат качать фильмы с торрентов, независимо от страны их происхождения.
В целом смысл постановления Верховной Рады ясен — постараться оторвать Украину от российского культурного поля. Проблема в том, что если производить оголтелую пропаганду, благодаря которой большинство украинцев по-прежнему считают, что в Донбассе они воюют с Россией, в Киеве научились, то удовлетворить все культурные запросы 40-миллионной и в основном русскоязычной страны Владимир Зеленский с его «95-м кварталом» и сериалом «Слуга народа» не способен физически. А ведь это лучшее, что есть на украинском телевидении.
За четверть века Украина так и не смогла стать независимой от России в культурном плане. Пусть лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка и впредь призывает противостоять «русскому культурному колониализму», слушая песни про «Сечевое войско», а не про «лабутены», ситуация от этого не изменится.
И раз уж мы сравнили Украину с Советским Союзом, напомним, что благодаря запретам и преследованиям западная музыка в СССР стала настолько культовой, что даже в 2016 фраза Юрия Лозы о недостаточном уровне мастерства рок-звезд 1970-х вызывает реакцию, схожую с оскорблением чувств верующих. Сложно даже представить, насколько культовой может стать российская культурная продукция на Украине, если запреты на нее будут лишь усиливаться.
Антон Крылов